№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ОЩУТИМАЯ БРЕННОСТЬ

Доктор медицинских наук Л. ЭТИНГЕН.

"Как же вы устроены, господин тело?" - так называется одна из последних книг профессора Медицинской академии им. И. М. Сеченова Льва Ефимовича Этингена (всего он опубликовал около трехсот работ). Тема, как могут заметить читатели, не новая для журнала, но, думается, она всегда останется интересной.

Первый в мире снимок (1895), полученный в Х-лучах. На нем запечатлена кисть руки жены физика Р. Рентгена (1845-1923).
Поперечный срез кости. Снимок из "Атласа анатомии человека". Лейпциг. 1974 год.
Известный русский ученый П. Лесгафт (1837-1909) - основоположник функциональной анатомии.
Силовые линии распределения губчатого вещества (тазобедренный сустав), которые придают кости устойчивость к нагрузкам. Большеберцовая кость способна выдержать давление 1,6-1,8 тонны. Строители, возводя арки, только следуют примеру природы.
Эта картинка - отражение взглядов далеко не всех анатомов на особенности скелета человека далекого будущего. Автор А. Быстров. 1957 год.

С брезгливой скукой сосчитал рентген
костей незанимательную сумму.

Б. Ахмадулина. Сколько у человека костей?

Как это ни странно на первый взгляд, но очень долгое время врачи (анатомы) не могли договориться об их количестве. Казалось бы, чего проще: взять и просчитать по любому скелету. Однако складывать надо не механически, а обладая определенными сведениями, появление которых иногда значительно запаздывало по сравнению с умением производить арифметические расчеты.

Вот примеры этого разнообразия.

360 костей - такое количество называли последователи Жуд-Ши - врачебной науки Тибета. Кстати, таково же и количество градусов окружности. Мыслилось так: на один градус - одна кость;

306 - 300 костей - в книгах древнеиндийского хирурга Сушруты, а также согласно воззрениям древних китайцев;

295 - обозначено в одном из апокрифов XI века;

248 - считал сирийский ученый XII века Абусаид, живший в Армении. Таково же количество костей и по представлениям древних евреев.

Каждое из упомянутых чисел по сумме - 248 и 365 - равно 14, а это расценивалось как дважды 7, дважды священное, дважды обязательное. (Правда, в кодексе средневекового философа Маймонида есть указание и на 252 кости.)

219 костей существует в человеке согласно воззрениям древних скандинавов, а также констатации Арнольда из Виллановы в знаменитом салернском "Кодексе здоровья". (Кстати, южноитальянский город Салерно начала XVI века отнюдь не захолустье, а место пребывания первого в Западной Европе еще с XI века медицинского учреждения.)

Объяснить весь этот разнобой следует, конечно, не изменениями скелета по мере смены поколений, а тем, что к костям относили, например, и зубы. (Однако тут лишь чисто внешнее подобие по твердости, а не по строению. По своему происхождению зубы ближе к чешуе, покрывающей кожу у таких наших далеких родственников, как акуловые рыбы. Уместно напомнить, что в путаницу с числами внес свою лепту и Аристотель, уверенный в том, что зубов у мужчин больше, чем у женщин.)

К костям причисляли и элементы органов, имеющих хрящевую основу, к примеру гортань, и просто твердые ткани - ногти. Тибетцы же зубы и ногти считали "осадками костей". Имело место и элементарное незнание анатомии, в частности, мелких костей черепа. Так что причин к количественному приумножению костной ткани не перечесть.

Кроме того, количество костей у разных людей не только раньше, но и теперь действительно варьируется. Связано это с индивидуальной изменчивостью, а также с наличием или отсутствием маленьких косточек, так называемых сесамовидных (напоминающих семена кунжута). Самая большая и постоянная из сесамовидных костей - надколенник (известная всем "коленная чашечка" ).

Следует упомянуть также, что у нас неодинаковое число копчиковых позвонков, разнообраз ны и непостоянны так называемые "вставочные" - в швах черепа мелкие косточки. Значительно реже встречаются так называемые сверхкомплектные ребра - на шее и в поясничной области. Связано их наличие с эмбриональной сегментарностью нашего тела, когда у зародыша ребра существуют и в хвостовом, и в шейном, и в поясничном отделах. Но со временем сохраняются они лишь там, где имеется легочная ткань, а также сокращающиеся весьма дифференцирован ные дыхательные мышцы. Встречаются и "лишние" (то есть сверх обычных) позвонки, что чаще всего имеет место в поясничной области.

Назвать можно и другие, менее серьезные причины. В те времена, когда вскрытия были запрещены, древние китайцы-мужчины не сомневались, что ребер у них двенадцать пар, а у женщин - четырнадцать. "Суставные кости" ребенка или молодого субъекта, когда еще не произошло (в молодые годы) срастания концов и тела трубчатых костей, тоже вызывали разночтения. Постепенно уточнили то, что нижняя челюсть человека является парной костью лишь у новорожденных, а к концу первого года жизни становится единственной. Выяснилось, что и в сердце человека, в отличие от некоторых животных, вообще нет костей, а встречающиеся иногда в нем или же в околосердечной сумке твердые образования есть результат омозоления, возникающего вследствие воспаления.

Так сколько же костей на самом деле? В современных учебниках иногда неопределенно указывают - более 200 или 208. Не учитывающая вариантности конкретность в данном случае чревата лишением достоверности.

А может ли быть меньшее количество костей? Может. Я нашел весьма редкую фотографию женщины, у которой врожденно отсутствуют обе ключицы. Но это отнюдь не свидетельство, что со временем грядет появление какого-то нового вида человека; отсутствие ключиц - явное проявление случайности, то исключение, которое правило не подтверждает.

У человека, в отличие от ориентированных горизонтально далеких предков, голова давит своей тяжестью на позвоночный столб. Это, как и ряд других факторов, обусловило его форму в виде латинской буквы S, что позволяет нам с успехом амортизировать толчки. На каждый элемент позвоночного столба падает определенная нагрузка. Наибольшая величина ее приходится на поясничный отдел. Нам, весьма нетипичным позвоночным в силу вертикальности, пришлось бы совсем тяжко, не позаботься эволюция о наличии специальных хрящевых дисков-прокладок между телами позвонков. Они не только частично поглощают приходящиеся нагрузки, но и соединяют и удерживают смежные тела позвонков.

Позвоночный столб включает 122 истинных сустава, 26 костно-хрящевых соединений и 365 связок. А чтобы сжать всю эту сложность, надо приложить нагрузку от 700 до 2000 кг! Древнегреческий философ и ученый Аристотель расценивал позвоночник как начало всех костей, подобно тому, как сердце - начало всех сосудов (вообще-то не так, но об этом позже).

7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных - эти 24 позвонка "свободные" . Остальные срослись друг с другом и образуют крестец (из 5 позвонков) и копчик (из 3-5). Чаще всего в сумме 33. Самый верхний отдел позвоночника - шейные позвонки. У жирафа их 7, и столько же - у человека (!). Первый из позвонков, суставом связанный с затылочной костью, носит название "атлас". Термин не случаен, ибо в именительном падеже Атлас (греч.), а в родительном Атлант - морской гигант, держащий на себе Землю и Небо. Название это попало

Так называемые неуничтожимые кос в анатомию, скорее всего, как поэтический каприз, введенный в средние века знаменитым анатомом А. Везалием. До него этот позвонок именовался "первым" (Гален), "высшим" (Гомер; не удивляйтесь появлению в книге о строении нашего тела имени легендарного древнегреческо го поэта. В нашу науку он внес много наименований). Нынешние анатомы греческое atlas переводят как "несущий".

Второму шейному позвонку (образно именуемому иногда "воротом", а по-гречески эпистрофей - возвращение, оборачивание) присуща такая анатомическая особенность, как наличие на его верхней поверхности зубовидного отростка. А. Везалию он виделся в виде торчащей черепашьей головы. Именно через профильную ось зубовидного отростка происходят повороты головы, столь важные в нашей жизни.

Остальные позвонки не имеют столь выраженных отличий, хотя анатомически сверху вниз каждый последующий является некоторым видоизменением предыдущего.

Всего несколько слов о поясничных позвонках. Они самые крупные, что до некоторой степени отразилось на представлениях об их роли. Есть попытки доказать, что именно здесь находятся скопления кровеносных сосудов, нервных волокон, являющихся "восходящими ступенями воздействия физических и психических процессов жизнедеятельности организма", их слияния и проникновения друг в друга. Объявляют их и "тонкоматериальными объектами", "парапсихическими конструктами", познаваемыми лишь совершенствующимися в йоге.

В западной медицине в физической реальности им чаще всего отказывают. Крестец по-латыни носит название os sacrum, что в анатомии получило наименование "широкий", "объемистый" , а также "сакрум" , рассматривается и как священный предмет, священнодействие.

Как сам крестец, так и следующий ниже копчик пронизаны десятью отверстиями. Этой кости у человека передается тяжесть всего туловища, головы и верхних конечностей. Давящие сверху силы как бы стремятся повернуть вперед основание этой кости, вставленной наподобие клина между безымянными (подвздошными) костями таза. Так образуется свод, опирающий ся на головки бедренных костей. Крестец при этом выступает в виде своеобразного суженного книзу и вперед его "ключа". Форма не позволяет крестцу устремиться вниз.

"Ключ" арки - в данном случае крестец, в особенности его три верхних сросшихся между собой позвонка - распределяет вес верхней части структуры (а это соответствующая часть туловища и все внутренние органы) на другие элементы конструкции.

Заканчивается позвоночный столб копчиком. Обычно это 3-5 окостеневших, то есть спаянных друг с другом, позвонков.

Грудную кость вместе с первой парой ребер именовали "грудным ключом", "щеколдой" . Такого рода анатомическое соединение приравнивали к кресту. Саму же кость чаще сравнивают по виду с коротким римским мечом, поэтому выделяют и сегодня рукоятку, корпус (тело) и острие (оно же "мечевидный отросток") . По-латыни кость называют sternum, от греческого "твердый", "плотный" .

Название "ключица" весьма говорящее. Она лишь с большой натяжкой напоминает ключ, скорее уж щеколду, задвижку: сзади она подходит к лопатке, спереди - к рукоятке грудины. Кстати, одно из значений древнерусского глагола "ключити", а это явно задолго до появления соответствующих железных изделий, означает "запереть". А вот у некоторых позвоночных животных ключица бывает недоразвита. Самый лучший способ в этом убедиться - взять своего любимого домашнего кота и свести его плечевые суставы друг к другу. Нам так "сложиться" не удается - ключицы мешают. К 1949 году было описано 50 случаев отсутствия ключиц у человека. И у таких людей можно было сближать плечевые суставы до полного соприкосновения.

В русской фольклорной этимологии месяц, который, как известно, рождает луну, именуется "Адамово ребро". У каждого из нас (с каждой стороны) двенадцать ребер. Семь верхних из них спереди подходят к грудине - поэтому их именуют "истинные", "законные" ; три последующих также спереди соединяются друг с другом при помощи хрящевой дуги - их обозначают как "ложные". Значит, как считали в древности, они не настоящие, "незаконные" , как ребенок, прижитый не от жены, а от наложницы. Два самых маленьких и последних замурованы в мышцах - "колеблющиеся" . Все ребра нужны для защиты грудной клетки.

Древние медики во времена, когда исследование костей было проблемой и нередко вообще запрещалось, предполагали, что у мужчин с левой стороны не 12, а 11 ребер.

Лопатку мы относим к так называемым плоским костям. Она и призвана, как аналогичные по устройству тазовые кости, защищать полость. В данном случае грудную.

ти - имеющиеся на кисти и стопе ладьевидные косточки - получили свое название, поскольку долгое время считалось, что они долго не разлагаются.

Взгляды на костную ткань, расцениваемую ранее пассивной, постепенно менялись, и теперь уже никто не сомневается относительно ее участия в обменных процессах. Конечно же, у молодых они более активны, чем у пожилых. Выяснилось, что примерно до 70 процентов "сухого веса" костей приходится на минералы. Кости воистину являются "депо" минеральных солей. В них содержится до 98 процентов неорганических веществ организма: кальция - 99 процентов (около 1200 г), фосфора - 87 процентов (530 г), магния - 58 процентов (11 г). Это основные, но есть еще и около 30 микроэлементов. В их числе: медь, стронций, цинк, бериллий, алюминий, барий, кремний, фтор и прочее. Еще в костях содержится вода, и у детей ее больше, чем у взрослых. Названные выше химические элементы, а также железо обеспечивают прочность костей человека и млекопитающих.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Природа человека»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее