№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ТАЙНЫЕ МАРШРУТЫ РУСОВ

Кандидат исторических наук Г. АНОХИН.

Недавно Россия отметила знаменательную дату - 300-летие отечественного флота. Флота, который со времен Петра Великого выигрывал почти все каботажные сражения, а разгромлен был лишь в единственном морском бою - при Цусиме. Дата, безусловно, большая, но мы с полным правом могли бы отмечать не 300-летие, а 1100-летний юбилей своего речного и каботажного морского флота, который и вызывал почтение, и наводил ужас на обитателей Причерноморья, Приазовья, Прикаспия, одерживал дерзкие победы и сам горел под "греческим огнем" у стен столицы Византийской империи - Царьграда.

Славянская тризна русов под запорожским (то есть расположенным "за порогом") дубом. До 1995 года этот дуб еще рос в городе Запорожье, напротив острова Хортица. Объемная экспозиция Запорожского областного историко-краеведческого музея.
Карта-схема "Тайные маршруты русов".
Остатки древней лодки-долбленки, которая, возможно, относится еще к неолитическому времени.
Деталь лодки-долбленки русов, из мореного дуба, IX-X веков.
Двадцативесельная "чайка" с прямым парусом - средневековое мореходное парусно-весельное судно запорожских казаков.
Дубовая лодка-долбленка раннего средневековья. Найдена в Северном Приазовье. Экспонат Ростовского областного историко-краеведческого музея.
Двухлопастный якорь "варяжского типа", вероятно, с корабля русов IX-X веков.
Двухлопастный железный якорь русов и простейший якорь из известняка. Найдены в пойме реки Еланчик. Украина.
Железный шлем русов (с вмятиной от удара топором).
Мемориальная плита на гранитной отвесной скале - правый берег Днепра возле села Никольское, что юго-восточнее Днепропетровска.
Железный меч русов конца первого тысячелетия н. э. Общая длина - 127 см, из них 16 см - рукоять. Экспонат Ростовского областного историко-краеведческого музея.
Мемориальный столб в северной части острова Хортица, возле Черной скалы. Это второе предполагаемое место битвы в 972 году с печенегами и гибели князя Святослава Игоревича.
У истоков современного русла реки Конка.
Озеро Маныч-Гудило - зона бифуркации водораздела рек, текущих на две стороны - в Азовское и Каспийское моря.

Это было еще в те времена, когда напрямую через открытые воды Черного моря плавали только торговые или боевые корабли византийцев. А русы на своих парусно-весельных долбленках, всегда бескилевых, ходили хотя и на большие расстояния, из Киева по Днепру в море, но только каботажным плаванием - вдоль берега. Мало того, что бескилевые долбленки не приспособлены для плавания в открытом море, у русов не было еще ни навигационных приборов, ни опыта и умения держать курс без береговых, сухопутных ориентиров. Поэтому они плавали в пределах видимости берега, вдоль него. Этим пользовались враждебные русам тюркоязычные кочевники, печенеги. Увидев суда, плывущие вдоль берега, начинали преследовать их. Скакали на конях по берегу и ждали, как пишут древнерусские летописи, когда разыграется в море шторм. Русы тогда вынуждены были вытаскивать на сушу свои не приспособленные к высокой волне плоскодонные парусно-весельные суда, а преследователи обрушивали на мореходов град стрел, били пиками, клинками...

Упоминание о первом набеге русов на Царьград (а было это в 866 году) содержится в древнейшей из русских летописей - в тексте монаха Нестора в Лаврентьевс кой рукописи. Там со ссылкой на греческие письменные источники об этой боевой операции русов, проведенной с моря, сказано предельно кратко: "В 6360 году (852 г. н. э.) началось 15-летнее правление царя Михаила, и в годы именно этого правления стало известно о возникновении наименования Русская земля. О ней узнали после того, как при этом царе русь приходила на Царьград".

Более подробный и обстоятельный пересказ греческих рукописей, посвященных этой теме, приводится в так называемой Типографской летописи: "В 6374 году (866 г. н. э.) был у греков царь по имени Михаил... И в этом году при этом царе приходила русь на Царьград, как об этом пишется в летописании греческом. На четырнадцатом году правления царя пришли Аскольд и Дир на греков, к Царьграду. Царь же отсутствовал, воюя против агарян на Черных реках, куда епарх послал к нему с послом весть о том, что русь пришла на Царьград. И царь тотчас воротился. А те уже вовнутрь вошли, много убийств христиан совершили, обступивши Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же, едва войдя в город, явился тотчас с патриархом Фотеем в церковь святой Богородицы Валашской и всю ночь молитву сотворял, а затем с песнями вынес божественную ризу святой Богородицы и с плачем омочил в море, которое было кротким и тихим, да вдруг восстало бурей, с ветрами и волнами огромными, против наступавших. И разбило корабли, и смело безбожных русов, и к берегу пригнало избитых. И мало их, поверженных, полной беды избегли. И восвояси вернулись побежденные Аскольд и Дир, в малом числе пришли к Киеву".

Но вскоре случились и победные набеги флотилии русов на Царьград. Так, в 907 году князь русов Олег на двух тысячах кораблей, с конями на них, осадил Царьград и принудил греков дань платить, а в знак победы щит прибил на врата столицы данников. В сообщении летописца Нестора сказано еще о том, что князь русов Олег вышел из Днепра в Черное море с 10000 судов.

Византийцы опасались неожиданных выходов русов из Днепра в Черное море. У них были свои колонии и в Северном Причерноморье - вблизи устья Днепра, и в Южном Крыму. Это давало им возможность контролировать выходы флота из Днепра в Черное море. Но и у русов уже тогда были свои иные тайные маршруты для совершения опустошительных набегов и в Черном, и в Каспийском морях, для захвата добычи у иных народов - в Дербенте (Дагестан), на берегах Табаристана (Персия) и даже в легендарно богатом городе Бердаа (равнинный Карабах).

Любопытно, что набеги в бассейне Каспийского моря приходились обязательно на раннюю весну, когда едва сходил лед на степных реках. Автору удалось найти объяснение, почему на Каспий надо было прорываться не позднее апреля. Это становится понятным, когда смотришь варианты тайных маршрутов, с их волоками меж истоками рек.

Начиная путь по Днепру, русы использовали один из двух его притоков. Первый - это верхний, который выше трудных волоков вдоль порогов на большой излучине реки (от нынешнего Днепропетровска до Запорожья). Поднимались по реке Самаре, потом по ее левому притоку - реке Волчьей и далее уже по ее левым притокам - рекам Гайчур, Мокрые Ялы (иногда по ее правому притоку - Кашлагач) или Сухие Ялы до их истоков. Все в пределах нынешних Запорожской и Донецкой областей. Эти степные речушки-"канавы" в прошлом были глубоководные. Начало они берут из родников на северном склоне в основном плоской Приазовской возвышенности. После довольно простого 2-4-километрового волока на юг русы спускали свои корабли в глубоководные истоки рек Берда, Кальчик или Кальмиус и по ним попадали непосредственно в Азовское море: если спускались по Берде - то возле современного города Бердянск; если по Кальчику или по Кальмиусу - возле современного города Мариуполь .

Русы обычно шли большой группой судов и с многочисленным экипажем. Это давало возможность противостоять нападениям печенегов-скотоводов, которые пасли свои отары овец и табуны лошадей на черноземных травостоях (тюркская этимология слова "печенег" означает "обитатель травостоя, пастбища").

Другой, нижний, путь из Днепра начинался ниже его знаменитых порогов. Прямо за островом Хортица входили в реку Конка, из нее попадали в исток Берды и по ней сплавлялись в Азовское море.

А еще раньше, когда климат в степях был влажнее и теплее, можно было выйти в бассейн Азовского моря по Конке без волока. Ибо в те времена западнее высшей точки Приазовской возвышенности - Бельмак-Могилы существовала трифуркация, то есть здесь был водораздел, от которого сток вод шел на три стороны света: на север - река Конка, в Днепр; на запад и далее на юг - река Молочная, в Азовское море; на юг - реки Берда и Обиточная , тоже в Азовское море.

Переправиться из Азовского в Каспийское море по Дону в Волгу (часть пути шла волоком, меж великими излучинами) было опасно, практически невозможно, ибо как раз там, в низовьях Волги, располагалось могучее Хазарское государство. Поэтому флотилиям русов приходилось выбирать один из двух вариантов выхода на волок: по реке Ее или по реке Маныч, от самых их устьев.

Мореходам, поднимавшимся по Ее, приходилось волочить суда в реку Средний Егорлык от истока самой Еи, либо к Рассыпной, либо к реке Калалы. Это уже реки бассейна верховий реки Маныч. Прямой путь в Каспийское море.

Те, кто плыл от устья Берды в направлении Таганрогского залива, назначали на случай штормовой погоды первый сбор, или "отстой", на Долгих островах. Следующий отстой - у Ейской косы и островов в устье Ейского лимана. А если флотилия выходила из рек Кальчик или Кальмиус, то местами отстоя были Миусский лиман, а далее (до входа в реку Дон) - мелководная Андреевская бухта, что восточнее современного города Таганрог.

Если отправлялись на Дон, хотя этот путь был опасен, потому что его прослеживали хазары, то от устья Маныча поднимались непосредственно в озеро Маныч-Гудило. Там Ейский и Дон-Манычский варианты сливались в единый маршрут, потому что здесь, на Азовско-Каспийском водоразделе, на возвышенности Ергени, в конце марта - начале апреля скапливались полые воды, стекавшие с гиганта Большого Кавказа - горы Эльбрус. Создавалась бифуркация - сток реки с водораздела шел одновременно на две его стороны. Продолжалось такое чуть больше двух недель. И только в этот период флотилия русов могла проплыть (без волока по земле) по Восточному Манычу и реке Куме на юго-восток - в Каспийское море.

"Русы, как стаи саранчи" - говорится в арабских источниках, которым не менее тысячи лет, - появлялись на улицах древнего Дербента, на южном берегу Каспия. Такое было в 860-880 годах и в 914 году. В 944 году русы захватили в нижней трети бассейна реки Куры город Бердаа и довольно долго держались в нем, даже будучи уже сами в осаде. Флотилию они оставили под охраной части своих воинов на Куре.

Возвращались из каспийских набегов первоначально через низовья Волги. При этом платили хазарам немалую дань - от награбленного. Но после того, как хазары потребовали еще большего, убили многих русов и огромное число их кораблей уничтожили, возврат через Волгу стал невозможным.

В новом набеге, может быть, это случилось именно после Бердаа, русы совершили фантастический прорыв через закавказский водораздел Каспийско-Черноморского бассейна. Поднявшись на кораблях по средней части реки Куры, русы перед водоразделом захватили в плен много местных мужчин и заставили их нести добытые трофеи по одному из перевалов в Западную Грузию. Это было в апреле или в начале мая, на перевале еще лежал снег. Русы специально вызвали сход снежной лавины, затем пустили носильщиков с грузами, а сами замыкали шествие. Добравшись до черноморского берега, захватили нужное количество судов, каботажным плаванием вышли в Азовское море, а уж там - знакомыми им маршрутами - в Днепр и в Киев.

Более пятидесяти лет из семидесяти четырех прожитых мною я занимался поисками сначала "тайных маршрутов русов", а затем - "пути из варяг...". Еще юношей в 1942 году в оккупированном немецкими фашистами Таганроге прочитал работу одного из дореволюционных российских историков А. Я. Гаркави "Сказания мусульманских писателей о славянах... с половины VII века до конца Х века по Р. Х." (издана в Санкт-Петербурге в 1870 году). Потом познакомился еще с несколькими книгами на эту же тему. Все они были из личной библиотеки одного старого русского интеллигента , который позволил мне тогда смотреть и читать его книги столько, сколько я захочу и смогу.

А летом 1943 года мне удалось осмотреть мыс Миусского полуострова, устье Миусского лимана, я обошел по берегу весь лиман, понимая, что именно это место было первым отстоем флотилии русов. Второй отстой, в так называемой Андреевской бухте, что восточнее Таганрога, я хорошо знал еще с детства, с 1930-х годов. Будучи таганрожцем, купался в теплых водах этой бухты, переплывал ее на лодке, к селам Маяковка, Бессергеновка, Приморск. Воды в этой бухте никогда не вздыблива лись штормами, поэтому там, сколько я помню, всегда стояли парусно-весельные суда таганрогско го яхт-клуба - именно здесь, а не у южного или западного берега Таганрогского полуострова.

В сентябре 1943 года, участвуя в составе 2-й гвардейской армии в освобождении Донецкой и Запорожской областей, я меж боями всматривался в места возможных проходов-волоков между истоками степных рек Днепровского и Азовского бассейнов. Особенно тщательно осмотрел водораздел между верховьями рек. Это были: с севера - Гайчур и Конка, с юга - Берда, с запада - Молочная. Я уже знал тогда, что в сухой сентябрь-октябрь 1941 года здесь не смогла пройти наша отступавшая техника: проседала в подпочвенную грязь. А ведь летописи говорили, что тысячелетие назад в условиях более влажного климата здесь бывала трифуркация от обильных грунтовых вод. И все эти реки были судоходны.

Между прочим, лет 300-350 назад запорожские казаки пользовались этими речными маршрутами, чтобы попасть из Сечи к донским казакам. Кратчайшим для них был бы путь по реке Конке, а потом волоком в реки Молочная или Берда. Однако там их поджидал враждебный сосед (это было в XVI-XVII веках) - крымские татары, которые контролировали ближайшие к полуострову степи и реки. Поэтому запорожским казакам приходилось подниматься от Сечи вверх по Днепру, волоком обходя пороги, входить в устье реки Самары, подниматься до ее истока или идти вверх по ее правым притокам, потом волоком до реки Северский Донец, а уже из него - в Нижний Дон.

После войны (в 1947-1950 годах), будучи студентом исторического факультета Днепропетровского госуниверситета, а потом (в 1950-1953 годах) как преподаватель Днепропетровского техникума физкультуры с организованными мною группами студентов и школьников я обошел пешком в разные времена года берега рек Самары, Волчьей и ее всех левых притоков. Переваливали и к истокам рек бассейна Азовского моря. Все эти маршруты повторил 20 лет спустя как научный сотрудник Академии наук СССР. Тогда я уже серьезно занимался моделированием всех вариантов волоков "на пути из варяг" из бассейна Ильмень-озера. К тому времени, конечно, изучил всю литературу по теме "варяги - русы" на всех германских языках, на украинском и польском, на латыни. С 1975 по 1979 год мне удалось промоделировать "тайные маршруты русов" на Северном Кавказе в сезон бифуркации через возвышенность Ергени и в Закавказье. Там прошел через три, из четырех возможных, перевала на Черноморско-Каспийском водоразделе: Сурамский (920 м), Зекари (2182 м) и Годердзи (2052 м). Последний из этих перевалов проходил в апреле. В это время, как и указано в древних арабских источниках, лежал глубокий снег. Я искусственно вызвал довольно большую снежную лавину, а потом вторую - чахлую и пошел лишь после нее, надеясь уцелеть, и уцелел.

Результаты всех этих более чем полувековых поисков максимально кратко изложены в этом очерке и отражены на карте, вычерченной лично мною. Карта впервые воссоздает ситуацию 1100-летней давности. По ней видно, что современные города Запорожье, Днепропетровск стоят у бывших волоков вдоль множества порогов. Города Бердянск, Мариуполь, Таганрог, Ейск - на местах, где проходили древние тайные маршруты русов, у истоков рождения и становления Руси с ее тогда еще каботажным, но уже грозным морским флотом.

Таким образом, мы уверенно можем говорить, что не 300, а более 1100 лет назад восточные славяне - русы - имели свой флот. Флотилии русов бороздили воды Черного, Азовского и Каспийского морей, проходили по рекам, облегчающим доступ в эти моря, участвовали в боях со своими соперниками и часто побеждали их.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Отечество. Страницы истории»

Детальное описание иллюстрации

Остатки древней лодки-долбленки, которая, возможно, относится еще к неолитическому времени. Сделана из мореного дуба. Обнаружили ее при археологических раскопках в обрыве берега реки Днепр, у Каменного затона в Днепропетровской области. Размеры: длина - 496 см, ширина - 98 см, глубина до ее дна - 29,5 см. Экспонат Днепропетровского областного историко-краеведческого музея.
Деталь лодки-долбленки русов, из мореного дуба, IX-X веков. Обнаружена случайно в 1970 году во время земляных работ в северной части острова Хортица в 120-150 м от берега, на глубине 5-6 м. Размеры: расстояние между концами - 57 см, глубина прогиба - 21 см. Экспонат Запорожского областного историко-краеведческого музея.
Двадцативесельная "чайка" с прямым парусом - средневековое мореходное парусно-весельное судно запорожских казаков. Основу составляет долбленка из ствола вербы или липы, борта и дно обшиты досками. Для остойчивости судно обтягивали пучками камыша, перевитого лубом - лубяными волокнами. Кроме весел с каждого борта "чайка" имела переднее и заднее рулевые весла. Вмещала 50-70 человек и четыре пушки. Обычно флотилия насчитывала до ста "чаек". Макет, экспонат Запорожского областного историко-краеведческого музея.
Двухлопастный якорь "варяжского типа", вероятно, с корабля русов IX-X веков. Найден на глубине 1,5-1,7 м в пойме реки Конка, возле города Пологи Запорожской области, учениками 4-го и 5-го классов местной школы Валерием Шабловским и Сергеем Тоцким. Мальчики принесли якорь в местный городской музей. Длина якоря - 64 см, ширина - 51 см. Экспонат историко-краеведческого музея города Пологи.
Железный шлем русов (с вмятиной от удара топором). Был поднят со дна реки Днепр напротив современного села Никольское, возле затопленного при постройке в 1930-х годах плотины ДнепроГЭСа самого верхнего порога Ненасытец. Экспонат Днепропетровского областного историко-краеведческого музея.
Мемориальная плита на гранитной отвесной скале - правый берег Днепра возле села Никольское, что юго-восточнее Днепропетровска. Надпись гласит: "В 972 году у днепровских порогов пал в неравном бою с печенегами русский витязь князь Святослав Игоревич". Это одно из предполагаемых мест, где русы, возвращавшиеся из похода на Византию, перетаскивали свои суда волоком. В это время на них напали кочевые всадники, завязалась большая битва, во время которой погиб князь Святослав Игоревич.
У истоков современного русла реки Конка. На снимке: юные участники экспедиции Генриха Анохина осматривают самый длинный из четырех истоков Конки - Мокрую Самовычку, вытекающую с линии Днепровско-Азовского водораздела. Примерно в километре отсюда находится высшая точка Приазовской возвышенности - Бельмак-могилы и подземный исток реки Берды.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее