О сложностях внеземной жизни

К нам не прилетают инопланетяне, потому что их нет в живых.

Поиск внеземных форм жизни или её следов – сейчас это одна из главных целей многих космических миссий. Это не просто праздное любопытство учёных, которые хотят узнать, одни ли мы во Вселенной, но и ценная информация, которая поможет понять, как жизнь зародилась на самой планете Земля. Однако пока все попытки, например, известный проект SETI,  найти что-то или кого-то за пределами нашей планеты, оказались не очень успешными. В чём же дело? Почему на просторах бескрайней Вселенной, где существуют миллиарды миллиардов звёзд, вокруг которых вращаются множество, как мы уже знаем, экзопланет, мы так пока никого и не обнаружили?

Слева - сценарий раннего вымирания, справа - жизнь «борется» за свои права и воздействует на окружающую среду, продлевая своё существование (зелёная область). Фото: Astrobilogy, 2016

Бурное обсуждение этих проблем ещё в середине прошлого века вылилось в формулировку так называемого парадокса «Великого Молчания» или принципа Ферми: «С одной стороны, выдвигаются многочисленные аргументы о том, что во Вселенной должно существовать значительное количество технологически развитых цивилизаций. С другой стороны, отсутствуют какие-либо наблюдения, которые бы это подтверждали. Ситуация является парадоксальной и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны».

Недавно в журнале Astrobiology вышла статья двух исследователей из Австралийского национального университета, в которой они утверждают, что появление жизни – это распространённый процесс во Вселенной, однако вероятность того, что эта жизнь может развиться в какую-либо сложную форму, крайне мала. Проскочить в «бутылочное горлышко» удаётся очень и очень немногим мирам. Так что, по мнению авторов исследования, Вселенная может быть полна различными микробами, однако, по большей части, мёртвыми, и вот почему.

Для того чтобы зародилась жизнь нужно, на самом деле, не так уж и много. Жизнь на Земле состоит всего из нескольких элементов: водорода, кислорода, углерода, азота, серы и фосфора. Исследователи даже назвали эту группу одним словом – HOCNSP. Все эти элементы вполне себе распространены во Вселенной, и тут  у «молодой» жизни не должно возникнуть проблем. Кроме того, для жизни вероятнее всего нужна жидкая вода и определённое количество энергии, которая должна поступать от ближайшей звезды или из недр остывающей планеты. Смешав эти компоненты воедино, спустя какое-то время можно было бы ожидать, что в этом «супе» появятся самовоспроизводящиеся структуры. А вот дальше у жизни начинаются сложности, главная из которых – меняющиеся условия среды. Планета постепенно остывает, теряет свою атмосферу – всё это может очень быстро «захлопнуть двери» перед молодой жизнью. И если она, т.е. жизнь, не смогла разработать глобальные стабилизирующие механизмы, то спустя уже «каких-то» полтора миллиарда лет условия на планете станут непригодными для существования: станет слишком холодно или слишком жарко или, к примеру, не останется жидкой воды. Здесь можно провести аналогию с двигателем автомобиля: для того, чтобы его запустить, достаточно лишь небольшого количества бензина и электрической искры, а вот чтобы поддерживать стабильную работу – нужны уже системы охлаждения, смазки, питания и ещё много чего.

По мнению авторов этой научной работы, для того, чтобы жизнь смогла эволюционировать до разумных форм, вот это «бутылочное горлышко» между пригодными условиями для жизни и меняющимися условиями на планете должно сохраняться на протяжении нескольких миллиардов лет – а это скорее исключение,  чем правило. В качестве примера, правда, пока ещё неподтверждённого, можно вспомнить недавнее сообщение об обнаружении на Марсе окаменелостей, крайне похожих на остатки бактериальных матов, да и мы уже знаем, что когда-то на Марсе был и океан с тёплой водой, и атмосфера.

Вероятно, что именно такой сценарий, весьма печальный, и есть «стандартная модель» развития жизни на большей части Вселенной: возникновение условий, пригодных для жизни, затем зарождение жизни, короткий этап развития без перехода к сложным формам и практически неминуемая гибель. Так ли это на самом деле – покажут дальнейшие исследования. Кстати, тут возникает ещё один, скорее даже философский вопрос. Если жизни «повезло» и она эволюционировала до разумных форм, которые уже могут сознательно изменять окружающую среду, насколько это будет стабильное состояние, и как велика вероятность, что высокоразвитая цивилизация может сама себя уничтожить за очень короткое по меркам Вселенной время?