Паучья защита

Растения зовут пауков на помощь

Паук-краб томизус наполненный (Thomisus onustus) в ожидании добычи. (Фото: Adrián R. Simoni / Flickr.com

Многие пауки-бокоходы, или пауки-крабы, охотятся на цветах, хватая пчел, бабочек, жуков и других насекомых, которые прилетели полакомиться нектаром. Долгое время считалось, что такие пауки растениям только вредят – ведь бабочки, пчелы, жуки и т. д. не просто пьют нектар, они еще и опыляют цветы. Поэтому тем удивительней кажется открытие биологов из Цюрихского университета, которые обнаружили, что пауки ищут цветы по запаху – экспериментируя с растениями плещатки гладкой, исследователи увидели, что пауки-бокоходы идут на тот же самый аромат, который привлекает пчел.

Если бы растения действительно так уж страдали от пауков, то у них бы за время эволюции появилось бы такое ароматическое вещество, которое привлекает пчел, но не привлекает пауков. Но пауки охотятся не только на опылителей – они также едят и тех, кто ест само растение, ест его листья, сосет его соки и т. д. И оказывается, что плюсы от того, что паук будет защищать растения от каких-нибудь гусениц, перевешивают минусы от того, что он заодно съест пчелу-другую. В статье в Nature Communications говорится, что цветы плещатки даже начинали сильнее пахнуть, когда них нападали какие-то травоядные насекомые – и пауки действительно шли на те цветы, которые звали на помощь, потому что здесь они могли найти много добычи.