Злые птицы

Аэропорты делают птиц злыми и глухими

Синица-теньковка. (Фото: Imran Shah / Flickr.com

Известно, что птицы, которые селятся рядом с людьми, начинают петь на более высоких частотах. Жить рядом с людьми – значит, постоянно слышать шум от шоссе, от промышленных предприятий и пр. Шум этот звучит низко, и чтобы его перекрыть, птицы в прямом смысле повышают голос.

Однако исследователи из Великобритании и Нидерландов обнаружили, что синицы-теньковки, живущие рядом с аэропортами, поют на более низких частотах по сравнению с теми, которые живут с какими-то другими шумными объектами. Авторы работы предполагают, что рядом с аэропортами синицы просто частично глохнут от постоянного и очень сильного шума самолётов. (Из более ранних исследований известно, что глохнущие птицы начинают петь ниже.)

С другой стороны, как говорится в статье в Journal of Animal Ecology, те же синицы становятся более агрессивными. Самцы теньковок, защищая свою территорию, чаще вступают в драку друг с другом – обычно территориальные конфликты предотвращаются песнями, но так как песню конкурента рядом с аэродромом услышать сложно, приходится полагаться на грубую силу.

Возможно, что к силовым разборкам птиц понуждает ещё и общий стресс, возникающий из-за шума. Как бы то ни было, синицы тратят на драки энергию, которую могли бы потратить с большей пользой – например, на размножение и выращивание потомства.