Твёрдый орешек

Почему грецкие орехи такие твёрдые?

У всех орехов прочная скорлупа, но у грецкого ореха она прочнее, чем у многих других – всё потому, что она у него устроена немного иначе. У большинства орехов скорлупа составлена из слоёв толстостенных клеток и разделяющих их волокон; клетки в слоях уложены в полигональную сетку, и когда скорлупу пытаются расколоть, клетки отходят друг от друга.

А вот у грецкого ореха, как пишут в Advanced Science исследователи из венского Университета природных ресурсов и биологических наук, скорлупа составлена из особых клеток, которые назвали многодольчатыми склереидными клетками. Вообще склереиды – это мёртвые растительные клетки механической ткани с толстыми одревесневшими оболочками. Но таких склереид, которые нашлись в скорлупе грецкого ореха, до сих пор никто не видел: от них без всякого порядка отходят лопасти-доли с вогнутостями и выпуклостями, так что каждая клетка оказывается окружена в среднем четырнадцатью другими клетками. Все вместе они образуют сложную нерегулярную трёхмерную структуру, в которой отделить клетку от её соседей просто невозможно – приходится ломать скорлупу прямо поперёк самих клеток. Возможно, это ореховое ноу-хау удастся применить в создании новых особо прочных материалов.