Китовая амбра

Амбру делают кашалоты

Кашалот. (Фото: Christine Veeschkens / Flickr.com

Странное вещество амбра – очень ценное сырьё для парфюмерии. Её используют как фиксатор запаха – это значит, амбра замедляет испарение менее стойких ароматических веществ. Притом у неё есть и собственный запах, сладковатый и мускусный, по парфюмерной оценке – «землистый», «морской» и «животный». Свежая амбра – мягкая масса черноватого или серо-чёрного цвета с неприятным фекальным запахом, но под действием морской воды и света она постепенно осветляется, твердеет и начинает приятно пахнуть. Находят её либо на морском берегу, либо в кишечнике кашалотов. Эти киты едят кальмаров, а у кальмаров есть роговые клювы, и, как считается, кальмаровые клювы раздражают слизистую кишечника, который выделяет в ответ разные вещества, окутывающие клюв кальмара и со временем превращающиеся в амбру. В кусках амбры действительно нередко находят клювы головоногих, но до сих пор никому не удавалось надёжно подтвердить, что амбра – действительно кашалотового происхождения.

На помощь, как водится, пришёл анализ ДНК. Исследователи из Копенгагенского университета и Университета Плимута выделили ДНК из нескольких кусков амбры, собранной на берегах Шри-Ланки и Новой Зеландии, и сравнили последовательность ДНК из амбры с ДНК кашалота, выброшенного на берег в Нидерландах. ДНК в амбре оказалась весьма сохранной – видимо, от расщепления в кишечнике и от морской воды её защитили гидрофобные вещества, из которых амбра большей частью и состоит. В статье в Biology Letters говорится, что вся ДНК из амбры оказалась кашалотовой, так что да – амбру делают кашалоты (именно делают, а не глотают откуда-то в готовом виде). Впрочем, по словам авторов работы, не исключено, что амбру или что-то вроде амбры можно найти и в кишечнике каких-нибудь ещё морских млекопитающих.