Динозавр-пловец

Некоторые динозавры были водоплавающими

С помощью длинного плоского хвоста спинозавры могли плавать. (Иллюстрация: Davide Bonadonna / Associazione Paleontologica Paleoartistica Italiana)

Стихией динозавров была земля – плавать и летать они не умели. Кто-то скажет «а как же плезиозавры, ихтиозавры и птеродактили с птеранодонами?», но дело в том, что всё это – не динозавры, а другие группы рептилий. Правда, некоторые динозавры обросли перьями и в конце концов поднялись в воздух, дав начало птицам, которые суть прямые потомки динозавров. Так что можно сказать, что летать динозавры всё-таки научились. Но с водой у них отношения не складывались.

Во всяком случае, так было принято считать до сих пор. Но на днях в Nature вышла статья про хвост спинозавра, хищного околоводного ящера из мелового периода, который вырастал до 7 метров в длину. Предполагалось, что он питался рыбой, подстерегая её на мелководье, при этом в воду не погружаясь и уж тем более не плавая. Однако некоторые палеонтологи несколько лет назад выдвинули гипотезу, что спинозавр был хорошо приспособлен именно к жизни в воде: у него были плоские лапы, ноздри, сидящие высоко на рыле, и плотные кости, которые должны были помогать нырять.

И вот недавно удалось найти сохранившийся на 80% хвост спинозавра – плоский и необычайно гибкий, непохожий на хвосты других хищных динозавров. Исследователи сделали пластиковую копию хвоста спинозавра, а также пластиковые копии двух других хищных динозавров и копии хвостов крокодила и тритона. Искусственными хвостами махали в воде, чтобы понять, помогают ли они плавать. И хвост спинозавра в этом смысле действительно был более эффективен, чем хвосты других хищных динозавров – с ним спинозавр мог плавать, подобно тритонам и крокодилам. То есть динозавры – по крайней мере, один из них – всё же могли жить одновременно и в воде, и на суше.