Живучие бактерии

Бактерии выживают в космосе сами по себе

Бактерии Deinococcus radiodurans – одни из самых устойчивых к действию ионизирующего излучения. (Фото: Wikipedia

Бактерий и раньше пробовали забросить в открытый космос, но только внутри искусственного «метеорита», который отчасти их защищал от крайне неблагоприятных космических условий. Однако, как говорится в недавней статье в Frontiers in Microbiology, бактерии могут выжить в космосе и сами по себе. Для эксперимента выбрали бактерий из группы Deinococcus, которые устойчивы к радиоактивному излучению и способны выживать в стратосфере. Их отправили на Международную космическую станцию, где комки бактерий, прикреплённые к металлическим пластинам, выставили наружу. В открытом космосе микробы пробыли три года, после чего их вернули на Землю.

В лаборатории бактерии ожили, но только те, которые были в комке толщиной 500–1000 микрометров. Собственно, большинство микробов погибло, выжило только 4%, но эти 4% были в состоянии расти размножаться. Те, кто погиб, прикрыли их от космической окружающей среды. То есть достаточно крупный ком бактерий вполне может какое-то время путешествовать по внеземным просторам, и в нём будут оставаться жизнеспособные клетки. По оценкам авторов работы, скопление бактерий толщиной 1000 микрометров за несколько лет вполне могло бы на каком-нибудь метеорите добраться с Земли до Марса. Правда, непонятно, что им делать на Марсе, и как микробы без чьей-либо помощи вообще могут отправиться в космос.