Лечебная кислота

Муравьи защищаются от инфекций собственной кислотой

(Фото: Simon Tragust / University of Bayreuth)

Вместе с едой и водой муравьи проглатывают множество бактерий и спор грибов, многие из которых могут оказаться патогенными. И чтобы не заболеть, муравьи следом после еды и воды глотают каплю собственной муравьиной кислоты, которую выделяют железы на кончике брюшка. Исследователи из Байрейтского университета пишут в eLife, что если лишить муравьёв возможности принимать кислоту, они начнут чаще гибнуть от инфекций. Дело тут не только в том, что кислота защищает самого муравья – как известно, муравьи передают пищу друг другу изо рта в рот, и если пища не будет обеззаражена, довольно быстро может заболеть весь муравейник.

Муравьиная кислота не только убивает патогенных микробов, но также стимулирует рост благотворной кислотолюбивой микрофлоры в кишечнике муравьёв. В этом смысле муравьи похожи на нас: у нас соляная кислота не только помогает переваривать пищу, но также обеззараживает её и регулирует жизнедеятельность желудочно-кишечной микрофлоры – только в отличие от муравьёв, наша кислота образуется сразу в желудке.