Вирусная микрофлора

В человеческом кишечнике нашли 140 000 вирусов

(Иллюстрация: Burgstedt / Depositphotos

Когда говорят о кишечной микрофлоре, то обычно имеют в виду бактерий. Но где бактерии, там и бактериофаги, то есть вирусы, паразитирующие на бактериях. Сотрудники Института Сенгера проанализировали более 28 тыс. кишечных метагеномов от разных людей (под метагеномами имеется в виду вся совокупность ДНК, которую можно найти в кишечнике и которая содержит ДНК бактерий, вирусов, человека и т.д.). К метагеномным данным добавили сведения почти 2900 геномов кишечных бактерий, которых выращивали в лабораториях на питательной среде. Сравнивая последовательности ДНК, можно понять, кому принадлежит тот или иной ДНК-фрагмент.

В итоге удалось обнаружить более 140 000 видов бактериофагов (142 809, если быть точными). Нужно уточнить, что всех их нашли в ДНК, взятой из кишечника здоровых людей. У больных с инфекциями или хроническими болезнями эта цифра может быть больше или и меньше, да и состав фагов будет наверняка другой. Мы часто говорим, что кишечные бактерии влияют у нас буквально на всё, от пищеварения до иммунитета и поведения. Бактериофаги могут довольно сильно менять численность тех или иных бактерий, а значит, и они опосредованно влияют на нас – осталось только понять, как именно.