Прочность тихоходок

Тихоходки выдерживают скорость пули

Тихоходки – странные создания размером от 0,1 до 1,5 мм, похожие одновременно и на членистоногих, и на некоторых червей, однако их строение настолько своеобразно, что тихоходок выделили в отдельный тип животных. Их выносливости могут позавидовать многие персонажи вселенных Marvel и DC. Тихоходок можно встретить в Гималаях на высоте 6000 м и в океане на глубине 4000 м, они несколько месяцев могут выдерживать температуру жидкого кислорода (-193 °С), они выдерживают давление 6000 атмосфер и дозу радиоактивного излучения, более чем в тысячу раз больше той, что смертельна для человека. Тихоходок отправляли в открытый космос, откуда многие из них возвращались живыми и даже сравнительно успешно размножались.

Сотрудники Кентского университета добавили к выносливости тихоходок ещё один пункт – ими можно выстрелить по твёрдой мишени, как пулей, и им от этого ничего не будет. Тихоходок погружали в анабиоз и с помощью специального устройства запускали со скоростью около 900 м/с; когда тихоходки впечатывались в мишень, они испытывали давление в 1,14 гигапаскалей. Но это верхний предел давления, которое они могут выдержать – если оно было выше 1,14 ГПа, тихоходок сплющивало. Результаты экспериментов описаны в журнале Astrobiology.

Заодно в связи с пределом устойчивости тихоходок авторы работы обсуждают гипотезу панспермии, согласно которой жизнь на Землю могли занести метеориты. Неизвестно, как могла бы выглядеть такая жизнь, но точно не как тихоходки. Метеориты сталкиваются с землёй на скорости 11 км/с. С другими планетами – та же история: метеориты падают на них со слишком большой скоростью, чтобы тихоходки (или кто-нибудь похожий на них), мог выдержать такое столкновение.