Взгляд со стороны

Землю видно с двух тысяч звёзд

Узнать о существовании экзопланеты мы в большинстве случаев можем только тогда, когда она на время загораживает собой мизерную часть света своей звезды. Фиксируя характерные провалы в яркости света от относительно близкой звезды, мы можем с определённой долей уверенности сказать, что у этой звезды есть своя экзопланета, а то и не одна.

Но чтобы экзопланета смогла заслонить собой свет звезды, её орбита должна пересекать прямую воображаемую линию, соединяющую Землю и звезду. Поэтому далеко не каждая звезда готова «показать» нам свой выводок экзопланет, и большинство их мы не можем увидеть просто по геометрическим соображениям. Однако на эту проблему можно посмотреть с другой стороны – что если не только мы ищем соседние обитаемые миры, но и гипотетический кто-то на одной из экзопланет тоже занят поисками внеэкзопланетной жизни, т.е. нас с вами?

Астрономы из Корнеллского университета и Американского музея естественной истории посчитали количество звёздных систем, с которых нашу Землю можно было бы увидеть, как экзопланету. За последние пять тысяч лет в радиусе 326 световых лет таких звёзд набралось 1715. Если к этому промежутку времени добавить 5 тысяч будущих лет, то число удобных для наблюдения звёзд возрастёт еще на 319. Среди этих двух с лишним тысяч звёздных систем экзопланеты обнаружены пока только у семи из них, одна из которых – интересная экзопланетная система у красного карлика TRAPPIST-1.