Бабочки-вампиры

Бабочки-данаиды пьют своих гусениц

Данаида Parantica cleona готовится есть гусеницу. (Фото: Yi-Kai Tea / University of Sydney)

Гусеницы многих бабочек-данаид питаются разными видами ядовитых растений — токсины из растительного сока переходят в тело гусеницы, и хищники ею уже не интересуются. Но оказалось, что невкусными гусеницами интересуются самцы самих этих бабочек. В недавней статье в журнале Ecology говорится, что самцы как минимум семи видов данаид царапают гусениц коготками на лапках и пьют жидкость, которая выступает из ран. Причём им не важно, на какой гусенице они «вампирят» — на гусенице своего вида или чужого. Более того, им не важно, мёртвую гусеницу они пьют или живую. По словам исследователей, бабочки настолько бывают увлечены процессом, что для того, чтобы их спугнуть, нужно ткнуть в них пальцем.

Очевидно, бабочки пьют гусениц ради тех самых токсичных веществ — взрослую бабочку они защитят точно так же, как и гусеницу. Кроме того, самцы превращают токсичные растительные алкалоиды в феромоны, помогающие привлечь самку. Известно, что те же бабочки царапают и сами листья растений, чтобы слизать сок. Гусеницы, которые питаются тут же, попадают под когти взрослых насекомых, после чего, вероятно, бабочки уже вполне осознанно начинают их царапать.