Грибные птицы

Птицы ищут трюфели

Красногорлый топаколо. (Фото: Eduardo Schmeda / Flickr.com

Грибы трюфели считаются деликатесом, и любят их не только люди, но и животные. Трюфелям любовь животных только на руку. Привычные нам грибы вроде шампиньонов или опят, формируют плодовые тела над землёй — это те самые шляпки на ножках, которые мы видим в осеннем лесу. У настоящих трюфелей и трюфелеподобных грибов плодовое тело формируется под землёй. Плодовые тела нужны грибам, чтобы рассеивать споры. И если шампиньон или мухомор может выбросить свои споры из шляпки и их подхватит ветер, то трюфели так сделать не могут: им нужен кто-то, кто их выкопает и съест. (Хотя, надо сказать, что и обычные грибы не пренебрегают возможностью быть съеденными зверями, птицами, насекомыми и червями, иначе они не создавали бы себе такие питательные плодовые тела.)

Найти трюфели можно по запаху, поэтому естественно, что их более или менее легко находят звери, славящиеся острым нюхом. Но не только: сотрудники Университета Флориды пишут в Current Biology, что трюфели ищут как минимум две птицы: черногорлый гид-гид и красногорлый топаколо. Обитают они в Южной Америке, в Патагонии, питаются беспозвоночными, фруктами и семенами — и местными трюфелями. (Строго говоря, патагонские трюфели — это не те съедобные трюфели, которые растут в Европе и за которыми охотятся кулинары, но образ жизни у них такой же.) Исследователи неоднократно замечали птиц, которые раскапывали трюфели рядом с ними. В дальнейшем оказалось, что трюфельная ДНК есть в фекалиях 42% топаколо и 38% гид-гидов, то есть птицы не полагаются на волю случая, а активно ищут грибы — как черногорлый гид-гид на этом видео.

Споры трюфелей остаются жизнеспособными, пройдя через пищеварительный тракт птиц, так что топаколо и гид-гиды играют большую роль в распространении трюфелей. Эти грибы формируют микоризу с корнями растений, помогая им получать питательные вещества из почвы, и экологическая роль распространителей трюфелей весьма велика. Вполне возможно, что и другие птицы тоже умеют находить трюфели — в конце концов, в последнее время всё больше исследователей говорят о том, что обоняние птиц мы традиционно недооценивали, и среди них есть вполне приличные нюхачи.