Вымирание на дорогах

ДТП могут ускорить вымирание редких зверей

Бурый медведь переходит дорогу. (Фото: Институт проблем экологии и эволюции РАН)

Под колёсами автомобилей гибнет много животных. Для тех видов, которых и так осталось немного, ДТП становятся серьёзным фактором, который может ускорить их вымирание — об этом в Global Ecology and Biogeography пишут исследователи из Лиссабонского университета, Московского государственного университета и других научных центров. Они проанализировали, как в течение нескольких лет дорожно-транспортные происшествия влияют на численность популяций разных видов млекопитающих. Видов было 71, как исчезающих, так и тех, кому угроза исчезновения пока не грозит. ДТП повышают риск сокращения численности и вымирания для тех, кто не может скомпенсировать повышенную смертность высокой плодовитостью или иммиграцией с других территорий — это, например, гривистый волк и тигровая кошка в Бразилии, бурая гиена в Южной Африке, леопард в Северной Индии.

Исследователи разработали также математическую модель, позволяющую оценить риск гибели в ДТП для тех или иных видов; при этом использовали особенности экологии животных и популяционные характеристики (территориальность, суточные перемещения и сезонные миграции и т. д.). Модель опробовали на 392 видах, из которых 124 (в том числе бурый медведь и амурский тигр) оказались особо уязвимыми в смысле гибели на дорогах.

Поскольку глобальная торговля расширяется, то расширяется и её инфраструктура, то есть сеть автодорог. Очевидно, эти дороги стоит проектировать с учётом того, какие животные обитают на территориях, где их собираются проложить. Отказываться от дорог вовсе необязательно, нужно строить их, избегая возможного вреда, тем более что экология многих угрожаемых видов и их расселение достаточно хорошо известны.