Неорганическая органика

Камни и вода синтезировали органические молекулы на Марсе

Фрагмент марсианского метеорита ALH 84001, обнаруженного в Антарктиде в 1984 году. Фото: NASA/JSC/Stanford University, phys.org

В 1984 году в горах Алан Хиллс в Антарктиде был обнаружен метеорит ALH 84001 весом чуть менее двух килограмм. Метеорит имеет доказанное марсианское происхождение и возраст около 4 миллиардов лет — в ту эпоху на Марсе ещё существовала гидросфера. Предположительно 17 миллионов лет назад метеорит был выбит с поверхности Марса другим астероидом, а уже 13 тысяч лет назад попал на Землю. В 1996 году группа исследователей заявила о находке в метеорите микроокаменелостей, похожих на следы бактерий. Кроме того в составе ALH 84001 обнаружили органические вещества, что не редкость для метеоритов — вопрос в том, имеют ли эти органические вещества биологическое происхождение или же они образовались в результате «обычных» абиотических химических процессов.

Как пишут в Science исследователи из Института Карнеги и нескольких других научных центров, органические вещества в составе ALH 84001 вероятнее всего возникли в результате не биологических, а геохимических процессов. Источником органики в данном конкретном метеорите стали химические процессы взаимодействия воды и растворённых в ней карбонатов с минералами горных пород, содержащих железо и магний. Впрочем, расстраиваться любителям поиска марсианской жизни пока рано, ведь если органические молекулы синтезировались на Марсе 4 миллиарда лет назад только из камней и воды, то «строительный материал» для зарождения жизни там точно уже был.