Звёздный санитайзер

В центре Галактики нашли спирты

Изображение Галактического центра, полученное с помощью орбитального телескопа Спитцер, работающего в инфракрасном диапазоне (в оптическом диапазоне Центр скрыт за плотными газопылевыми облаками). Фото: NASA/JPL-Caltech/S. Stolovy (Spitzer Science Center/Caltech), Wikimedia Commons.

Почти в центре нашей Галактики, на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли находится гигантское молекулярное облако Стрелец В2. Его масса приблизительно в три миллиона раз больше массы Солнца, а плотность вещества в несколько десятков раз выше, чем у «среднестатистического» молекулярного облака. В таких областях активно рождаются новые звёзды, но не только они интересуют астрономов. Да и молекулярными такие облака называются не просто так.

Хотя основная масса облаков приходится на водород (в разных формах) и гелий, в их составе немало и более сложной химии. На сегодня известно больше 260 различных молекул, обнаруженных в космическом пространстве: от совсем небольших молекул неорганических веществ, состоящих из нескольких атомов, вроде угарного газа или воды, до полноценной органики, например, аминокислот. «Летают» в космосе и простейшие спирты: до последнего времени астрономам удавалось обнаружить только метиловый (метанол) и этиловый (этанол) спирты. Их, конечно, совсем немного — и с этим связаны сложности с их обнаружением, но в то же время они позволяют узнать много интересного о химической «кухне» облаков. В частности, как пишут исследователи в Astronomy & Astrophysics, в молекулярном облаке Стрелец В2 недавно впервые удалось обнаружить по спектроскопическим данным молекулы пропилового и изопропилового спирта (пропанола и изопропанола). Как полагают учёные, пропанол образуется в результате серии химических реакций, протекающих на поверхности крошечных частичек пыли или льда.