Спирт против вируса

Спирт избавляет лёгкие от гриппа

Вирус гриппа под электронным микроскопом. (Фото: Vaccines at Sanofi / Flickr.com)

Многие вирусы, в том числе коронавирусы и вирусы гриппа, обёрнуты в липидную мембрану-оболочку. Саму оболочку они заимствуют у клетки, в которой сформировались вирусные частицы, но при этом в оболочке торчат вирусные белки, которые помогают вирусам взаимодействовать с клеточными рецепторами и проникать в клетку. Если оболочку разрушить, вирус станет нежизнеспособным. А разрушить её можно, например, детергентами вроде мыла — почему нам и советуют особенно часто мыть руки в эпидемические сезоны. Также липидные мембраны повреждает спирт, и, в отличие от мыла, его можно употреблять внутрь.

Сотрудники Окинавского научно-технологического института пишут в The Journal of Infectious Diseases, что лёгкие можно избавить от вируса гриппа, вдыхая пары двадцатипроцентного этанола. Такая концентрация не вредит лёгочным клеткам, зато обезвреживает вирусные частицы, которые налипают на них снаружи. Кроме того, этанол каким-то образом подавляет размножение вируса внутри клеток. Эксперименты ставили на мышах, которым было достаточно подышать спиртом всего десять минут, чтобы обезвирусить лёгкие. Возможно, это средство подействует и у людей, причём не только против вирусов гриппа, но и против коронавирусов тоже.