Самая древняя кожа

Кожа возрастом 289 млн лет принадлежала древней рептилии

Образцы настоящей кожи, законсервированной нефтью и принадлежавшей, по-видимому, рептилии Captorhinus aguti. Фото: Mooney et al., Current Biology, 2024

Когда говорят об ископаемых остатках живых существ, то обычно имеют в виду кости, или хитиновый экзоскелет, или раковины, или древесину – в общем, что-то, что ещё при жизни было прочным, твёрдым, устойчивым к любым воздействиям. Мы не ждём, что в палеонтологической находке обнаружится вдруг окаменелый желудок, или лёгкие, или мозг. Однако случается всякое. В Current Biology только что вышла статья, в которой описывается доисторическая кожа возрастом около 289 млн лет. Это именно кожа, а не её отпечаток: в ней можно различить слои дермы и эпидермиса, а в эпидермисе можно увидеть самый верхний, ороговевший его слой.

Окаменелость с кожей нашли в пещерах штата Оклахома, известных остатками рептилий Captorhinus aguti. Эти существа появились на земле, когда все континенты ещё были соединены в один суперконтинент Пангею, а до динозавров оставалось ещё несколько десятков миллионов лет. Скорее всего, кожа принадлежала какой-то капториновой рептилии, ну или просто рептилии – на «рептильность» кожи указывает её характерная структура. На некоторых остатках C. aguti, обнаруженных в тех же пещерах, есть остатки кожного рогового слоя, впечатавшегося в кости. Про «кожную» находку тоже сначала думали, что это крохотный, размером в несколько миллиметров в поперечнике, кусочек костной окаменелости – но оказалось, что это сама кожа без костей. Скорее всего, она так хорошо сохранилась благодаря нефти, которая просачивалась в известняковые отложения, и низкому уровню кислорода: нефтяные углеводороды законсервировали бывшую живую органику. На самом деле, известны и другие образцы «палеонтологической кожи», но те образцы изучали не слишком пристально, да и возрастом они на 21 млн моложе. Так что новая находка стала самой древней кожей, известной биологам.

рептилии Captorhinus.jpg