Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Микробные деревья

Деревья дают жильё миллиардам микробов

О том, что у нас внутри живёт весьма многочисленная и весьма разнообразная микрофлора, мы знаем давно; вообще трудно найти животное, у кого нет своей «домашней» микрофлоры. А что у растений? У растений она тоже есть, и речь в данном случае не о тех микробах, которые живут в почве у корней, а о тех, которые живут прямо внутри древесного ствола. Несколько лет назад о внутридревесных микробах выходила статья в журнале Microbiome, но в ней шла речь только о тополе дельтовидном и его гибриде с тополем волосистоплодным. Авторы новой статьи, появившейся на портале bioRxiv, пишут о пятнадцати видах деревьев, среди которых есть дубы, клёны, сосны и др. У деревьев высверливали из сердцевины образец древесины толщиной меньше карандаша, и заодно для сравнения брали образцы почвы у подножия дерева. В образцах анализировали ДНК, имея в виду бактерий и архей. Присутствие тех и других оценивали качественно (то есть по числу видов) и количественно (по количеству отдельных клеток). Оказалось, что количественно в среднем дереве массой около пяти тонн – столько весит обычное лесное дерево, не старое и не молодое – живёт до триллиона микробов. Это в несколько десятков раз меньше, чем у нас в кишечнике, но всё равно достаточно много. Что касается разнообразия, то у разных видов деревьев состав микрофлоры отличался – что очевидно, связано с отличиями в физиологии. Например, клёны любят микробы, специализирующиеся на питании углеводами, потому что в кленовом соке этих углеводов много. Внутри ствола бактерии и археи тоже распределялись в соответствии со своими предпочтениями. Так, плотную древесину, где мало кислорода, выбирают для себя анаэробные метанобактерии, а в древесине, которая находится ближе к коре, живут микробы, для которых высокие концентрации кислорода не представляют проблемы.

Отдельный вопрос, откуда в древесине берутся микробы и как они в неё попадают. Очевидный ответ, что всё это пришельцы из почвы, верен лишь отчасти: исследователи обнаружили, что у некоторых видов деревьев видовой состав внутридревесных бактерий и архей лишь на 3% перекрывается с теми, которые живут в почве у их корней. Также пока неясно, что именно микробы делают внутри дерева. Может быть, они там просто живут, может быть, они медленно вредят дереву, а может быть, среди них есть вполне дружественные, помогающие дереву бороться с патогенами. Всё это предстоит ещё изучать. Кстати, одними бактериями и археями дело может не ограничиться, ведь есть ещё грибы – с ними у растений давние и сложные взаимоотношения, и они вполне могли бы составить конкуренцию другим древесным микробам.