№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Детство для трудных времён

Морской грецкий орех от стресса превращается в личинку

Морской грецкий орех – это один из видов гребневиков, желеобразных и медузоподобных морских существ (к медузам, несмотря на всё сходство, они отношения не имеют). Морской грецкий орех питается зоопланктоном, икринками и личинками рыб и моллюсков; там, где он оказывается инвазивным видом, он может стать причиной больших экологических неприятностей.

Как у всех гребневиков, у морского ореха есть личиночная стадия: его личинка во много раз меньше взрослого животного и ловит добычу двумя длинными щупальцами. Сотрудники Бергенского университета обнаружили, что когда у морского грецкого ореха наступают трудные дни – например, начинает сильно не хватать еды – он не погибает, как другие гребневики, а съёживается в небольшой пузырь, и в таком виде может существовать какое-то время. Когда еда снова появляется, пузырь становится личинкой с характерными щупальцами: она плавает и питается, но, как и полагается обычной личинке, не может размножаться. Если дела продолжают идти хорошо, личинка вырастает во взрослого гребневика, способного к размножению.

Всё выглядит так, как если бы в стрессе морской грецкий орех обращал старение вспять, или, говоря попросту, омолаживался. До сих пор такая способность отскакивать с более поздних стадий развития на более ранние была замечена лишь у ленточного червя эхинококка и некоторых медуз. Но у медуз в переходах от стадии к стадии клетки перестраиваются довольно сильно, стадии весьма отличаются друг от друга. Поэтому, когда за взрослой стадией у медузы вдруг случается молодая, а из неё снова взрослая, то трудно сказать, насколько прежняя взрослая версия и новая взрослая версия представляют собой одно и то же животное. У гребневиков таких масштабных перестроек не происходит, так что про морского грецкого ореха можно с большим основанием сказать, что он впадает в детство.

В то же время без специальных молекулярных исследований не совсем ясно, действительно ли его биологические часы обращаются вспять, или же он, съеживаясь, просто имитирует личинку. Пока что результаты исследований опубликованы на портале bioRxiv, то есть их должны оценить сторонние рецензенты, чтобы сообщение об омолаживающемся гребневике стало научной публикацией.