Небесные сюрпризы не закончились

Частное солнечное затмение можно будет наблюдать 20 марта 2015 года на значительной части территории России.

Полное солнечное затмение можно будет наблюдать на севере Атлантического океана и в Арктике. Частные фазы затмения будут видны в западной части России. В Мурманске в 13:18 по местному времени будет достигнута максимальная фаза частного солнечного затмения 0,87, при высоте Солнца над горизонтом 21° — местный полдень. В Москве первое касание солнечного диска тенью Луны станет заметно в 12:12 по местному времени, максимальной фазы здесь затмение достигнет в 13:20 при размере фазы 0,65. Первое касание в Екатеринбурге и окрестностях в 14:45 часов, максимальная фаза в 15:45, размер фазы - 0,42. Размер фазы – это отношение покрытой площади к площади солнечного диска.

Фото: Takeshi Kuboki /Fickr.

«Для большинства астрономов солнечное затмение теперь такое же зрелище, как и для не специалистов. Разумеется, есть конкретные проблемы солнечно-земной физики, для решения которых затмения дают ценную информацию, но крупные открытия, связанные с солнечными затмениями, были уже сделаны», – отметил Артем Бурданов, аспирант кафедры астрономии и геодезии института естественных наук УрФУ.

Во время полного солнечного затмения в 1868 году французским астрономом Пьером Жансеном был получен спектр вещества, позже названного в честь Солнца – гелием. Посвящение этому космическому явлению есть и в имени Кометы затмения X/1882 K1, обнаруженной в 1882 году жителями Египта и более не наблюдаемой. Также полное солнечное затмение позволило Артуру Эддингтону в 1919 году осуществить проверку общей теории относительности. Английский астрофизик показал, что свет от звезды искривлялся вблизи Солнца в точном соответствии с предсказаниями теории.

В XX веке ученые научились имитировать солнечное затмение с помощью специального телескопа – коронографа – имеющего в своей системе линз «искусственную Луну». «В обсерватории УрФУ есть солнечный телескоп, но это не коронограф. На нем сотрудники,организовавшие службу Солнца, ведут регулярные наблюдения за солнечной активностью. Зафиксируют в том числе и нынешнее затмение», – поделился Артем.

Жителям Земли затмение доступно для наблюдения и невооруженным глазом, но астрономы советуют делать это обязательно через темное стекло – причем не от солнцезащитных очков. Можно взять несколько слоев автомобильной тонировочной пленки или нечто подобное. При наблюдении в оптические инструменты (телескоп, бинокль) специалисты настаивают на наличии солнечного фильтра на объективе. Иллюстрируют астрономы свои рекомендации не устаревающей шуткой: «На Солнце в телескоп без фильтров можно посмотреть всего два раза в жизни – сперва правым глазом, а потом левым».

Фото: Takeshi Kuboki/Fickr