В Югре открылись первые в России кванториумы

Два первых в России кванториума – детских технопарка – начали работать в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске.

Эти современные аналоги дворцов пионеров с уклоном в научно-инженерную сферу станут пробными площадками для новой общероссийской модели дополнительного внешкольного образования, предложенной Агентством стратегических инициатив. В отличие от существующих кружков разнообразного технического творчества, которые с разной степенью успеха действуют практически в каждом российском городе, кванториум объединяет в себе сразу много специализаций, связанных с самыми современными высокими технологиями и научно-инженерным поиском завтрашнего и послезавтрашнего дня. Робототехника, IT-аналитика, нейропилотирование, наноматериалы, геоинформатика, альтернативная энергетика и другие устремлённые в будущее направления позволят найти увлечённому техникой ребёнку то, что ему больше по душе, и, возможно, помогут выбрать собственный путь в жизни.

Помещением для кванториума в Ханты-Мансийске поделился «взрослый» городской Технопарк высоких технологий.
Робоквантум: ну и пусть модели космических аппаратов и инопланетных станций собраны из наборов «Лего», так даже интереснее. Зато их можно по-настоящему программировать на самостоятельное выполнение заданий.
В Агентство стратегических инициатив идею всероссийской сети кванториумов принесла Марина Ракова – и теперь она отвечает за её воплощение в жизнь.
Непосредственной разработкой учебных программ по каждому отдельному профилю занимались специалисты ведущих научных и учебных заведений. Так, геоинформатику готовили в Московском госуниверситете геодезии и картографии.
Хотите увидеть электричество? Квантомузей превращает физику из скучной абстрактной науки в бесконечный набор зрелищных и увлекательных экспериментов.
Что за югорский кванториум без шамана? Высокие технологии в наши дни отлично уживаются с традиционным мировосприятием, хоть и сами порой при этом кажутся чистой воды мистикой. Открытие детского технопарка в Югре началось с традиционного народного обряда.
Одновременно открывавшиеся кванториумы в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске связал прямой телемост...
...А чуть позже телемост связал детский технопарк и МКС.
Нейроквантум: внимание Марины Раковой приковано к перемещениям гигантского киборгизированного таракана, которым можно управлять с пульта.
Наноквантум: исследовать свойства материалов и создавать новые с заданными свойствами – это настоящее волшебство. Куда интереснее, чем на обычной химии в школе!
Датаквантум: умение обращаться с информацией, собирать её, обрабатывать, анализировать и применять – важный навык в любой из современных отраслей. Но в учебном курсе упор сделан прежде всего на геопространственных исследованиях.
Создатели кванториума уверены, что их детище поможет вернуть детям интерес к науке и технике и поднять престиж инженерных специальностей. И это обязательно приведёт нашу страну к мощному экономическому рывку вперёд.

Занятия каждого квантума, то есть специализации, будут выстроены по единой для всех кванториумов полноценной образовательной программе, созданной ведущими специалистами в своей отрасли, и рассчитанной на два года. Подготовка преподавателей – тоже задача авторов учебных программ. Таким образом, по замыслу, кванториумы станут новым общероссийским стандартом внешкольного научно-технического образования, которое даст ребёнку полезный в будущем багаж специализированных знаний и навыков, поможет подружить руки с головой, разовьёт скрытые таланты к техническому творчеству, научит принимать самостоятельные решения и взаимодействовать в большой команде.

Во всех учебных программах сделан особый упор на сочетание индивидуальной и командной работы, чтобы будущие профессионалы высоких технологий с детства учились не бояться глобальных проектов и знали, как с ними справляться. Поэтому логичным развитием программы каждого квантума станут большие и сложные работы, для которых придётся задействовать творческие силы сразу нескольких направлений, а то и всего кванториума. Кроме того, всех занимающихся в нём ребят и тех, кто ещё только собирается приобщиться к научно-техническому творчеству, объединит общий интерактивный «КвантоМузей», наглядно объясняющий основные законы и забавные парадоксы физики.

Вслед за первыми двумя детскими технопарками Югры уже совсем скоро начнёт работу еще один в Набережных Челнах, а затем – в Алтайском крае и Москве. Всего же на будущий год запланировано открытие кванториумов в одиннадцати регионах. К настоящему времени для них разработаны программы десяти квантумов, но на первом этапе их количество может быть в каждом конкретном случае меньшим – в зависимости от наличия специалистов-преподавателей. На то, какие специализации откроются первыми, также могут повлиять пожелания местных предприятий, участвующих в финансировании проекта наряду с региональными властями.

Автор: Евгений Константинов