Выставка «Совы» в Дарвиновском музее

До 24 мая 2020 года. Выставка «Совы» погружает в таинственный мир ночных хищных птиц. Их зрение и слух в несколько раз превосходят кошачьи, полет бесшумен, а голова поворачивается на 270°! Впервые на одной площадке выставляется такое разнообразие сов: от вымершей гигантской бегающей совы до самой маленькой совы в Европе. Совы в скульптуре, живописи, графике и на страницах старинных книг позволят проследить, как на протяжении столетий менялось отношение людей к этим загадочным птицам. Интеллектуальный конкурс, настольные игры и творческая мастерская помогут приобщиться к миру сов даже тем, кто ещё не научился читать.

Фото: Игорь Барташов. Браминский сычик в гнезде, находящемся в разломе старого дерева. Место съёмки - Таиланд.

Гигантская бегающая сова орнимегалоникс - вероятно, самый крупный вид сов, когда-либо живших на Земле. Она обитала на Кубе в плейстоцене. Гигантские совы были высотой более метра и весили около 9 кг. Охотились на крупных грызунов и наземных ленивцев, имели хорошо развитые ноги, но совсем не умели летать. Впервые в музее выставляют слепки костей орнимегалоникса, найденных на Кубе, из коллекции Палеонтологического института РАН.

Современные совы не могут похвастать крупными габаритами. Самая большая сова, филин, достигает роста 75 см и весит около 4 кг, а самая маленькая – величиной с волнистого попугайчика. Однако «скромные» размеры с лихвой компенсируются поразительными способностями: бесшумный полет, острые изогнутые когти и клюв, эффективная маскировка, умение вращать головой на 270 градусов, чрезвычайно чувствительное зрение и острый слух. Выставка расскажет, зачем совам нужны перьевые кисточки и три пары век, как по цвету радужки совы определить её суточную активность, почему уши этих птиц расположены ассиметрично, и как лицевой диск помогает им улавливать звуки. Раздел «Семейная жизнь сов» посвящен совам-родителям и их очаровательным пушистым птенцам. В интерактивной зоне посетители выставки примерят на себя размах крыльев разных сов и послушают совиные голоса.

Отношение человека к совам всегда было особым. Сову считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной и Северной Америке, Китае и Японии. В античной Греции сова была олицетворением Афины — богини мудрости, военной стратегии и тактики. А вот у гения эпохи Возрождения, Иеронима Босха, совы нередко олицетворяют духовную слепоту, безжалостность и коварство. Раздел выставки «Совы в культуре» расскажет о совах мифологических и литературных, познакомит со старинными и современными произведениями искусства, вдохновленными этими загадочными птицами.
Впервые экспонируются листы с изображением сов в натуральную величину из альбома Дж. Дж. Одюбона «Птицы Америки». Это уникальное издание признано шедевром книжного дела и величайшей библиографической редкостью. Еще одна книжная редкость – иллюстрация «Смеющаяся сова» из сборника птиц Дж. У. Роули. Этот вид сов, эндемиков Новой Зеландии, открыли в 1845 году, а уже через 70 лет совы вымерли, пав жертвой завезенных на острова горностаев и домашних кошек. Рисунок, выполненный в 1870-ые годы известным «птичьим художником» Й. Кёлемансом, напоминает о грустных последствиях вмешательства человека в природу.

Прекрасно дополняют выставку фотографии сов, сделанные профессиональным фотографом дикой природы Игорем Барташовым.

Больше информации на сайте музея.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее