№12 декабрь 2022

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка «Приметы милой старины»

Экспозиция, посвящённая столичному быту на рубеже XVIII-XIX веков, будет работать с 18 ноября по 14 мая 2023 года.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Само название сразу даёт понять, что ждёт гостей выставки, которая открылась 18 ноября в залах Государственного музея А.С. Пушкина. Конечно же, это тот вещный мир, что окружал современников Александра Сергеевича, мир повседневности, в которой бытовые предметы выступают как культурные знаки. Поэтому без знания того, какую роль играли все эти самые обычные в те времена (а для нас ставшие экзотикой) предметы, невозможно адекватно понять тексты классиков, картины, а, может, и музыкальные произведения.

В XXI веке мы столкнулись с тем, как стремительно исчезают одни приметы быта и их место занимают новые. Спросите у представителя нового поколения, кто такая машинистка, и он вряд ли сможет ответить правильно. Что же говорить о жирандолях, если исчезли свечи? Как выглядит портбукет, если мы перестали посещать балы? Зачем нужна мушка на лице, если мы не понимаем смысла того послания, которое она несла? Что такое корне-де баль? Всё это язык, который сейчас требует расшифровки.

Выставка предлагает погрузиться в мир русского дворянства, чтобы попытаться понять: почему те или иные вещи выходили из употребления. Был ли тому причиной научно-технический прогресс или упрощение правил этикета?

Но как бы далека не была для нас ушедшая в прошлое эпоха, выставка в то же время позволяет радостно воскликнуть: «Ничто на земле не проходит бесследно!». Например, тот же веер остался и по сей день в обходе, как и несессер или рабочая шкатулка.

А ещё удивительнее — загадочные анаморфные картины (изображения, которые можно увидеть только под определенным углом) вдруг покинули уютные гостиные и шагнули на площади и улицы. Современные художники освоили приёмы старых мастеров и стали создавать не менее яркие иллюзорные изображения, изумляя прохожих необычными эффектами. Изменился масштаб подачи. И, казалось, забытое старое неожиданно стало суперсовременным.



Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее