В Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ открылась выставка, посвящённая истории создания космического корабля «Буран»

15 ноября 1988 года, ровно 35 лет назад, с космодрома «Байконур» отправился в космическое путешествие отечественный орбитальный самолёт «Буран».

Система «Энергия-Буран» на стартовой площадке. Фото из экспозиции музея.

Можно долго перечислять, чем уникален «Буран». Его полёт впервые в истории мировой космонавтики проходил в полностью автоматическом режиме, а посадка оказалась точнее, чем мог бы рассчитать опытный летчик-космонавт. Сейчас много говорят про цифровизацию и искусственный интеллект – «Буран» был полностью цифровой машиной. Это была многоразовая система – в отличие от используемых в космонавтике одноразовых систем. Уникальна была и система программного обеспечения, и система теплозащиты, для разработки которой потребовались тонны кварца.

В экспозиции музея ДОСААФ имеются настоящие теплозащитные плитки с «Бурана» – чёрные, защищавшие нижнюю часть планера при спуске от высоких температур, и белые, которые уменьшали нагрев от солнечного излучения во время орбитального полёта. Сотрудники музея продемонстрировали журналистам степень защиты этих плиток от воздействия высоких температур. К теплозащитному элементу подносится плазменная горелка, и плитка на наших глазах краснеет и раскаляется. Однако директор музея Юлия Сигорская спокойно держит её руками с обратной стороны, где она даже не нагревается. В то время как на поверхности температура может достигать 1300 градусов.

IMG_2144_low.jpg
Юлия Сигорская, директор музея ДОСААФ демонстрирует теплозащитные свойства одной из плиток корабля. Фото: Н. Лескова.

«15 ноября 1988 года в Советском Союзе осуществлён старт универсальной ракетно-космической  транспортной системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран». В 6 часов 47 минут орбитальный корабль вышел на расчётную орбиту»… – писал ТАСС. А тремя часами позже он же сообщал, что «полёт орбитального корабля «Буран» успешно завершён».

Тогда на многоразовый космический комплекс, который мог взлетать, как космическая ракета, а садиться, как обычный самолёт, возлагались большие надежды. Но, к сожалению, этот полет оказался единственным и неповторимым. На фоне развала Советского Союза  экономически оправдать эксплуатацию такого огромного космического корабля не было возможности...

За всю историю не только отечественной, но и мировой космонавтики проект «Энергия – Буран» стал одним из наиболее масштабных. В работе по созданию этой системы было задействовано около двух миллионов человек с более чем тысячи предприятий бывшего Союза. Экспериментальная отработка элементов системы продолжалась в круглосуточном режиме без выходных дней около 1600 суток. В рамках программы создано 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, среди которых главной считается уникальная теплозащитная технология.

IMG_2134_low.jpg
Андрей Афанасьев, один из разработчиков программного обеспечения «Бурана», демонстрирует теплозащитную плитку. Фото: Н. Лескова.

И, хотя «Буран» канул в лету, нельзя сказать, что этот опыт оказался ненужным, а трата огромных государственных денег напрасной. Разработанные технологии и материалы и сейчас широко применяются в промышленности, а для специалистов очевидно, что будущее именно за многоразовой космической техникой, предтечей которой был «Буран». Ведь мы не выбрасываем свой автомобиль сразу после того, как съездим разок на работу, а используем его много лет. Именно такой должна быть и космическая техника.

Пример тому – сверхсекретный американский самолет «Боинг X-37B», который взлетает с помощью ракеты, а приземляется как самолет, на крыльях. Это беспилотная машина, которая уже отлетала в космосе более двух лет, и это далеко не предел.

IMG_2139_low.jpg
Сергей Павлович Цыбин, заместитель руководителя полета орбитального корабля «Буран» по автоматизированной системе управления полётом. Фото: Н. Лескова.

Подобные проекты разрабатываются и в нашей стране (хотя ни один из них пока не летает). У Ракетно-космической корпорации «Энергия», например, находится в разработке многоразовый спускаемый аппарат «Орёл». Это машина сферической формы, как привычные глазу спускаемые аппараты. Один из них, кстати, находится в музее ДОСААФ – весь обгоревший в верхних слоях атмосферы. Обычно космонавты, которые спускались в них на Землю, оставляют на них свои автографы, – так они становятся историей.

Предполагается, что аппарат системы «Орел» сможет использоваться таким образом много раз, не теряя своей функциональности, и в историю уйдёт лишь годы спустя.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра», – начертаны на стене музея слова основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского. Что ж – ему, наверное, виднее.

Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее