1. О моделировании см. (
”здесь”). Как я указала выше, см. п. 2 ответа Е. Кочаровской, уничтожение естественных экосистем связано с потребностями в пище человека и домашних животных (рубка и выжигание лесов под поля и пастбища), а также с промышленной рубкой древесины. Сокращение рождаемости и численности населения – длительный процесс. Поэтому очевидно, что немедленное уменьшение площадей, на которых производится пища для людей и скота, невозможно. Однако реально практически полностью отказаться от промышленной рубки леса, которая связана с обеспечением человечества не пищей, а бумагой. Поэтому прекращение промышленной рубки леса, через просвещение населения, изменение культуры отношения к лесу и принятие необходимых экономических мер, – это та первоочередная и эффективная мера, которую необходимо предпринять для восстановления глобальной и региональной климатической устойчивости.
В 2007 году, согласно данным FAO (
” http://faostat.fao.org/site/626/DesktopDefault.aspx?PageID=626#ancor”), на Земле было срублено 3.6 миллиарда кубометров круглого леса, из которых примерно половина – древесина, используемая местным населением для бытовых нужд, в основном, в Азии и Африке (приготовление пищи), а вторая половина – промышленная древесина. Выработка бумаги и картона в мире в 2007 году составила 0.38 миллиарда тонн, из которых около половины было получено из макулатуры. Принимая средний выход целлюлозы примерно 0.2 тонны из одного кубического метра древесины, получаем, что производство бумаги и картона отвечает за главную часть мирового потребления промышленной древесины. То есть, действительно, мировая промышленная рубка лесов большей частью обусловлена современными потребностями землян в газетах и книгах, а также необходимостью упаковывать товары массового производства.
В России в 2007 году было срублено 207 миллионов кубометров круглого леса (против 158 миллионов в 2000), четверть этого объема ушла на экспорт, еще примерно четверть использована на отопление, оставшаяся часть использована для производства стройматериалов и бумажной продукции. В России в 2007 году было произведено 7.6 миллионов тонн бумаги и картона, из которых всего лишь 23% (по сравнению с мировыми 50%) – из вторичного сырья. Треть произведенной бумаги и картона была отправлена на экспорт. Внутреннее потребление бумаги и картона увеличилось с 3 миллионов тонн в 2000 году до 5 миллионов тонн в 2007 году.
Таким образом, мы видим, что, во-первых, лесная промышленность в России с лихвой покрывает внутренние нужды российской экономики. Уже сегодня более трети промышленной древесины идет на экспорт в виде круглого леса и бумажной продукции. Поэтому дальнейшее расширение отрасли будет обслуживать только потребности иностранных экономик(см. выше ответ Александру Ерошину). Во-вторых, не принимая во внимание климатообразующую функцию лесов, российское государство не заботится о вторичной переработке бумаги и картона. Доля использования макулатуры в российском производстве бумаги и картона в два раза меньше среднемировой. В-третьих, несмотря на быстрый рост доступности электронных носителей информации в последние годы, внутреннее потребление бумажной продукции за это же время выросло очень значительно.
Исходя из вышесказанного и учитывая, что лесопромышленная отрасль до сих пор дает очень незначительный вклад в ВВП страны (менее 3%), очевидно, что радикальное сокращения скорости сведения естественных лесов России является абсолютно реальным. Также очевидно, что такое сокращение не может произойти само по себе в результате каких-то благоприятных технологических перемен (например, распространения электронных книг) или в результате спонтанного развития рыночной экономики. Необходима государственная стратегия сбережения естественного леса, включающая комплексные меры по широкому просвещению населения, развитию переработки вторсырья, развитию лесных плантаций в урбанизированных регионах страны поблизости от перерабатывающих мощностей, изменению культуры потребления бумажной продукции населением, переориентации лесной промышленности на покрытие исключительно внутренних нужд россиян.
2. Интенсивное культивирование морских животных и растений никак не отодвинет “Армагеддон”. Биосфера Земли включает как наземные, так и океанические экосистемы. Продуктивность последних максимальна именно в прибрежных водах, где обычно и предлагается проводить такое культивирование. При этом глобальная и региональная мощность биотической регуляции окружающей среды и климата уменьшается также, как и при замене высокопродуктивного естественного леса на интенсивно культивируемые пашню или пастбище.