Автор: РуденкоЛариса Львовна, учитель технологии школы № 353 им. А.С. Пушкина (г. Москва).
БУМАЖНЫЕ КРУЖЕВА
Несколько раз в году я обязательно вожу своих учеников разных возрастов, посещающих студию "Бумажные замки", на экскурсию в музей подмосковного города Домодедово. Это, в сущности, маленький местный музей, но в нём находится единственная в России галерея "Вырезки из бумаги" с постоянной экспозицией. Основу её составляет уникальная, богатейшая коллекция художественных бумажных вырезок из разных стран, собиравшаяся семьёй Петриченко в течение 50 лет, получившая в 1989 г. грамоту ЮНЕСКО.
Среди многочисленных видов народного творчества вырезка из бумаги отличается особенным своеобразием, представляя яркую страницу народного декоративного искусст-ва. Начало появления бумажных вырезок уходит вглубь веков, к моменту изобретения в Китае бумаги. Вместе с секретами изготовления бумаги искусство вырезания из нее распространяется повсюду, так что во многих странах эта отрасль народного творчества име-ет давние традиции. В XIII веке бумажные орнаменты появляются в Персии, а в XV в. через Турцию попадают в Европу, сначала в Венецию, потом в Венгрию. В конце XVI в. в Германии их используют для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространяются во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX в. ― в Восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в Новом Свете, в частности, в Мексике. При этом сохраняется только идея использования бумаги для получения резных изделий, а в художественную образность, символику, ритм, гармонию и типы узоров каждый народ вносил свою собственную традицию, выработанную веками в других материалах.
В разных странах композиционное решение вырезок зависело от их назначения. Для Западной Европы наиболее характерными являются иллюстративно-силуэтные вы-резки, так как с самого начала их использовали как картинки-рассказы на бытовые и религиозные темы. В Восточной Европе (у славян, литовцев, евреев) и по всей территории России ажурные орнаментальные вырезки имели преимущественно декоративное назна-чение. В XVIII в. во Франции появляется силуэт-портрет, ставший элементом дворянской культуры всей Европы, включая Россию, где в богатых усадьбах нередки были силуэтные портреты на стене или же силуэтные картинки в альбомах.
В последнее время наблюдается новый всплеск интереса к забытому искусству вы-резания, которое, пройдя путь от простых узоров до сложнейших силуэтных композиций и богатейших ажурных орнаментов, всё больше привлекает внимание профессиональных художников, использующих выразительные средства и приёмы вырезания для воплощения своих идей. При этом усложняется и расширяется тематика произведений, и художественное вырезание, отойдя от чисто утилитарного назначения, становится разновидно-стью изобразительного искусства.
И со всем этим разнообразием можно познакомиться в одной галерее, в чём её уникальность и особая ценность. В трёх небольших комнатах перед посетителями разворачивается красочная история и современное состояние художественного вырезания: от китайских вырезок, отражающих и национальное единство, и провинциальные стилевые особенности до авангардных орнаментальных композиций современных художников.
Экспонаты, выставленные в витринах, рассказывают о безграничных возможностях практического использования художественных вырезок ― украшение бытовых предметов, закладок, открыток, писем, образцы для вышивки и кружев, литых рельефов и керамических плиток, трафареты для резьбы и раскрашивания, ёлочные игрушки и марионетки для теневого театра, для оформления книг и журналов, в рекламе и дизайне. В музее собрана небольшая, но прекрасно подобранная тематическая литература на многих языках и фильмотека.
Эта коллекция является также отличной учебной базой для преподавателей и уче-ников художественных школ, кружков и студий, знакомя их с различными методиками обучения, с образцами высокой художественности и мастерства, показывая им пути раз-вития и использования вырезок. Ученики нашей студии учатся вырезать из бумаги силу-эты, орнаменты и композиции, поэтому они с огромным интересом рассматривают экспо-наты, слушают очень подробные объяснения компетентных экскурсоводов, и многие из них уже по несколько раз посетили этот музей.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее