Автор: Курганская Светлана Валерьевна (Алтайский край, Родинский район, село Родино).
РИСОВАЛ СОЛДАТ ВОЙНУ
Краеведческий музей Родинского района Алтайского края, пожалуй, немногим отличается от подобных ему сельских музеев: те же экспозиции, схожие экспонаты. Рассказывающие о прошлом и настоящем района. Но есть несколько обстоятельств, которые выделяют его из общего ряда.
В свое время наш музей был первым сельским краеведческим музеем на Алтае и в Западной Сибири, о чем свидетельствует доктор исторических наук, профессор О.Н.Труевцева в монографии «Становление и развитие музейного дела в Сибири. Алфавитный каталог».
А произошло это в 1957 году, когда местные жители А.С.Цыбинов и Л.К.Петрик собрали и представили землякам первые экспонаты, легшие в основу первой экспозиции, рассказывающей о партизанском движении на Алтае, деятельности первых коммун, участниках Великой Отечественной войны.
За прошедшие с тех пор годы музей «вырос», «выросли» и его основатели. Андрей Серафимович Цыбинов ныне заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин района, а Леонид Константинович Петрик – академик академии истории и политологии, почетный профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств.
Среди многих экспонатов музея, а их только в основном фонде около шести тысяч единиц хранения, всех без исключения посетителей, независимо от возраста, привлекает один – альбом фронтовых рисунков нашего земляка Константина Лукича Глушко.
История его необычна.
В августе 1942 года прямо со школьной скамьи призваны были 16 мальчишек и в их числе Костя Глушко. Воевать им выпало в знаменитой белобородовской 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Первый бой и первые потери были у них на Смоленщине на высоте Зеленая. Жизнь пехотинца на фронте была недолгой, из шестнадцати домой вернулись лишь шестеро, а воевать до победы, с перерывами на ранения и контузии, выпало одному Константину Глушко. Воевал пулеметчиком, стрелком, разведчиком. И не просто воевал, но и рисовал, - все годя войны. Рисунки были просты и незамысловаты: сценки фронтового быта, портреты друзей-товарищей. А рисунки хранил, боясь потерять их в боях-походах, в нагрудном кармане гимнастерки. Да не уберег.
Однажды довелось форсировать какую-то речушку, - какую, уже и не помнит ветеран, их было немало на его пути от Духовщины до Берлина. Форсировали под огнем противника и там была одна цель – добраться до другого берега. А когда кончился бой, вспомнил о рисунках, а они, намокнув, превратились в бумажный ком.
И начал солдат все сначала: вновь на клочках бумаги зарисовывал оружие, бытовые сценки, лица друзей. И опять хранил рисунки в кармане гимнастерки. И опять с ними случилась беда.
Как-то полк несколько месяцев стоял в обороне, после чего вывели его на отдых, чтобы привели бойцы себя и поизносившееся обмундирование в порядок. Тыловая служба организовала пропарку одежды и в суете и хлопотах или забыл солдат, или не успел вытащить из кармана рисунки, но вновь он извлек потом из кармана ком слипшейся бумаги.
Фронтовые дороги вели дальше, а солдат Константин Глушко опять не расставался с карандашом и клочками бумаги, что-то восстанавливая по памяти, рисуя с натуры, твердо победу и что эти фронтовые наброски ему потом непременно пригодятся. Так и получилось. Те рисунки, наклеенные на листы картона, и составили альбом, который сейчас хранится в музее, и который с огромным интересом смотрят все посетители, независимо от возраста. Эти рисунки, дошедшие до нас из тех грозовых лет, живые свидетельства того, насколько труден и долог был путь к Победе.
Открывает альбом рисунок по памяти. На нем изображен высокий забор, часовой у ворот и надпись: «Город Барнаул. Военно-пехотное училище. 1942 г.» Окончить это училище тогда Константину Глушко и его друзьям не довелось. Проучились они всего три месяца и в полном составе курсанты рядовыми были отправлены на фронт. Все рисунки подписаны. Вот одна из подписей: «Калининская область. Трехсоткилометровый переход к передовой линии», а на рисунке длинная войсковая колонна. Или другой рисунок и подпись на нем: «Передовая линия обороны. Огневые точки однополчан. 1. Моя, 2. Панкратова И., 3. Козлова С., Загоры В., 4. Чалы Н., 5. Карапыша Н. Смоленская область, сопка Зеленая. Мой поединок с немецким самолетом-разведчиком». Из перечисленных на этом рисунке друзей однополчан и земляков Константина кроме него с войны вернется израненным лиш Иван Панкратов.
Один из рисунков передает обстановку полевого госпиталя. На нем дата и надпись: «21.10.43. Витебская область. Полевая операционная. Подготовка к операции».
Вот так, от рисунка к рисунку, прослеживается боевой путь рядового бойца-пехотинца Константина Глушко: Эстония, Латвия, Польша, Данциг, Восточная Пруссия. Вот эпизод боя в городе Найденбурге, а вот уже этот город взят, а вот идет бой в деревне Нойкирхехе в Восточной Пруссии, переправа через Вислу, взят Таненбург и наконец – 9 мая 1945 года, Победа! Рисунок сделан, как свидетельствует подпись в местечке Дербене под Берлином. На нем радостные объятия победителей, последние выстрелы, уже не по врагу, а в воздух, салютом всем, кто не уцелел на этом длинном и кровавом пути.
Но на этом история рисунков К.Л.Глушко не закончилась. После войны работал он директором детского дома, учителем рисования. А война напоминала о себе полученными на ней ранами, горечью утрат друзей и рисунками, сделанными на ней. И художник вновь берется за карандаш и теперь уже за кисть. Используя фронтовые наброски, он создает серию акварельных листов, композиция каждого из них передают виденное и пережитое в годы войны. Там и рукопашный бой, в котором солдату Глушко довелось участвовать дважды, и встреча в освобожденной деревне, и последний бой товарища и земляка Константина Лукича бронебойщика Сашка Дорошенко, похороны на поле боя политрука и автопортрет художника.
Этими рисунками проиллюстрирована вышедшая в издательстве «А.Р.Т.» в г. Барнауле книга «Письма с фронта любимым», издан также комплект открыток с таким названием. Акварельные листы, книга и открытка также сейчас экспонаты Родинского краеведческого музея. Они как бы продолжают жизнь тех, погибших, и уцелевших рисунков солдата-художника.
Главный хранитель фондов: Орехов Игорь Георгиевич.
Адрес музея: 659780, Алтайский край, Родинский район, с. Родино, ул. Ленина, 220, Родинский краеведческий музей.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее