Название колледжа: ФГОУ СПО «Оскольский политехнический колледж»
Название изобретения или изделия: Ложь как противоположность истине
ВВЕДЕНИЕ
Ложь существует на свете. Она в нас и вокруг нас. Нельзя закрывать на это глаза. «Всякий человек есть ложь»,— говорится в псалме 115 (ст. 2). Мы могли бы перевести это так: человек есть существо, способное лгать. X. Вайнрих
В последнее время в гуманитарных науках наблюдается лавинообразное нараста-ние интереса к проблемам понимания сущности правды и ее психологических антиподов — лжи, обмана и неправды. Причины актуальности этих проблем очевидны: широкое распространение указанных коммуникативных феноменов определяет их социальную значимость и диктует настоятельную потребность в их изучении. Всего несколько лет назад анализ причин лживости детей и взрослых занимал в основном педагогов и юристов, а честность была предметом исследования специалистов по психологии личности. Сегодня, в связи с изменением социальной обстановки в стране, указанные вопросы интересуют уче-ных самых разных специальностей — социологов, философов, специалистов по маркетин-гу и так далее. На западе к данной проблеме обращались следующие авторы: Р. Хоппер и Р. А. Белл, предпринявших попытку расширить концептуальные рамки понятия «обманное общение». Крупнейшим специалистом в области теории обмана является Пол Экман. Названия его статей вряд ли нуждаются в пространных комментариях: «Telling Lies» (русское издание — «Психология лжи»), «Психология обмана», «Обмани меня, если сможешь». В России этому вопросу уделяли внимание Юрий Щербатых, А.С.Ахиезер, Ф.Д. Кривин, В.И. Вагин. Однако анализ отечественных психологических публикаций показывает, что, несмотря на очевидную актуальность обсуждаемой темы, в нашей науке почти нет исследований, посвященных изучению закономерностей порождения и понимания правды, лжи, неправды и обмана в системах коммуникации. Лишь в самое последнее время были сделаны первые шаги в направлении изучения психологического содержания правды.
На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и в мировой философии и психологии. В начале двадцатого столетия в переводе на русский язык вышло несколько сочинений, посвященных этой проблеме (Дюпра в 1905 году, Мелитана в 1903 г.). Не обошли вниманием эту проблему и такие известные всему миру исследователи, как К. Юнг, А.Р. Лурия, С.Аша, Э. Гоффман, М. Аргайл. Интерес к этой теме не ослаб и по сей день. Накоплен солидный эмпирический материал (Ekman, 1985, Mehrabian,1971, Симоненко, 1998). Сделан ряд плодотворных теоретических обобщений (Satir, Знаков В.В., Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А., Сосновский А., Шеталова А. и т.д.). Необходимо особо отметить работы Ф.А. Селиванова и П.С. Заботина. Так, в работах Ф.А. Селиванова понятия «ложь» и «заблуждение» дифференцируются. Выявляется объективная основа заблуждений, скрытая в определенных конкретно исторических условиях развития науки. В монографии П.С. Заботина рассматриваются причины возникновения, сущность и роль заблуждений в научном познании, анализируются пути их преодоления. Следует подчеркнуть, что значительный вклад в разработку многих аспектов изучаемой проблемы внесла саратовская школа философов: В. Н. Белов, Н. А. Горбачев, В. Н. Гасилин, А.С. Кузнецов, В. Б. Устьянцев, С. Ф. Мартынович, В. Н. Ярская. А.С. Кузнецовым разработана типология заблуждений с точки зрения следующих параметров: по соотношению субъективного и объективного факторов в их возникновении (ошибки, ложь, дезинформация и собственно заблуждения); по прин-ципам подтверждаемости (обыденные, теоретические); по формам фактического проявления (научные, религиозные, правовые, политические и т. д.); по способу существования (теоретические и практические).
В связи с вызванным интересом к данной проблеме была выбрана тема исследовательской работы – «Ложь как противоположность истине».
Научная новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы психолого-социологического исследования лжи как социального явления.
Автором разработаны рекомендации для студентов и преподавателей по психологии общения, выражающие практический материал, обобщающий личные наблюдения автора, оказывающие помощь всем интересующимся проблемами межличностного общения.
Объект исследования – ложь как социально-психологический феномен.
Предмет исследования – ложь как противоположность истине.
Таким образом, главной целью исследования является – теоретическо-практический сравнительный анализ психологического содержания неправды, лжи и обмана, их понимания людьми в разных коммуникативных ситуациях.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Исследовать понятие «ложь» и ее формы существования.
2. Рассмотреть проблему лжи с точки зрения психологии, социологии и философии.
3. Анализ социально значимых факторов лжи.
4. Характеристика микровыражений.
5. Определить влияние половозрастных особенностей на интерпретацию ими понятий «ложь», «обман», «неправда».
6. Провести опрос среди населения города Старый Оскол и выяснить степень честности респондентов.
7. Провести опрос среди населения города Старый Оскол и выяснить отношение к исследуемой проблеме.
Основные гипотезы исследования:
1. Половозрастные особенности, оказывающие влияние на отношение к различным видам лжи, понимание ее причин и различий между определениями понятия «ложь», «неправда» и обман».
2. Зависимость отношения ко лжи от личностных особенностей и степени глубины религиозных убеждений.
3. Влияние социальная среды, типа семейного воспитания и состава семьи на отношение ребенка ко лжи.
При проведенном исследовании были использованы следующие методы:
- абстрактно-логический;
- сравнительный анализ;
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение практики;
- обобщение информации (сведение поученных данных к единому общему выводу).
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее