Художественная роспись декоративной формы витязя из массива дерева в стиле Хохлома

Номинация: Лучший дизайн изделия




























Оценить:

Рейтинг: 3.07

Автор: Никулина Александра Ярославовна. Наставник: Сербайло Татьяна Анатольевна
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс

Введение

В процессе изучения стилей росписи по дереву я рассматривала разные варианты. Мой выбор останавливался и на Городецкой росписи, важной чертой которой считается её сюжетность: изображения прогулок кавалеров с дамами, сцены чаепития и на Пермогорской росписи, особый интерес которой представляют сцены народного быта. Невозможно было не обратить внимание и на Мезенскую роспись, выполненную в необычайно оригинальной графической технике. Но в итоге я выбрала Хохлому. Как только мы начали ее изучать, она заинтересовала меня своим содержанием, композициями, роскошными цветами и птицами.

Целью работы является более глубокое изучение истории промысла, освоение технологии народной росписи.

В экзаменационную работу входят:

- художественно-графический проект объекта проектирования;

- объект курсового проектирования, выполненный в материале;

- пояснительная записка к проекту.

Для своей работы я выбрала декоративное изделие в форме витязя с копьем и щитом.

Художественно-историческая глава История возникновения промысла

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, бежавшие в Заволжские места, и Хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.

Согласно легенде, первое поселение их возникло чудесным образом. Далеко на Севере, на Соловецком острове, стоял монастырь Зосимы и Саввватия. Обитатели его не приняли нововведений Никона и подняли бунт. Было сюда направлено царское войско, и после долгой осады «соловецких сидельцев» в кандалах вывезли с острова на материк. Лишь одному старцу удалось бежать из-под царского караула. И как только вступил он в лесную чащу, увидел в воздухе икону, которая прежде находилась в монастыре. Летела та икона поверх леса, указывая старцу путь. Шел он за нею, и расступались пред ним деревья, высыхали непроходимые болота, валежник в сторону раскидывался. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.

Так в Заволжских лесах на берегу Волги вырастали сначала небольшие, в один-два двора деревеньки, а затем стали строиться целые села. Место было удобное. На берегу реки устраивались ярмарки, на которые привозили товары и с севера, и с юга России. Везли сюда изделия и с Урала, и с Украины, из Сибири и Азии. Близость к большой реке и ярмарке создавали благоприятные условия для занятий различными промыслами и торговлей.

Так и пришел старец в керженские леса, где и основал свое первое раскольническое поселение — скит.

Эта легенда объясняла, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-1650 годах, то есть до распространения старообрядчества. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селе Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь -блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.

Хохломской росписью украшали главным образом деревянную посуду — самый массовый вид изделий. Дешевизна и прочность этих предметов сделали их доступными каждому деревенскому жителю.

Свое название промысел расписной посуды получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне для продажи свозили свой товар.

Росписью посуды занимались первые переселенцы, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи н Кулигино. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

В конце XIX и начале XX века хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков, мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции искусство золотой Хохломы было возрождено, изделия хохломских художников вновь стали пользоваться мировой славой.

Расцвет хохломского искусства падает на 60—70-е годы. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для сервировки праздничного стола: наборы для компота и салата, для меда, мороженого или ягод.

Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные» — фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино Ковернинского района и объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове Горьковской области.

Мастера XIX века

Леонид Павлович Бальсунов

Софья Ивновна Семенова

Братья Подоговы - Анатолий, Николай, Никандр

Семья Красильниковы

Современные мастера

Много потомственных мастеров работает на фабриках в Семино и Семеново. Среди них можно назвать Веселова Степана Павловича, О.Н Веселову, А.С. Карпову, Е.В. Мосину, А.Т. Куликову.

Технология создания хохломских изделий

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII—XVIII столетиях. В основном этот процесс сводится к следующему.

Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — так называемого «белья».

Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины — «вапа» или синтетическим грунтом, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием. Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется сушкой в печи. После чего изделие лакируют и подвергают «закалке» или горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия, вынимаемые из печи, сияют золотистым солнечным блеском. Они прочны, легки, красивы, не боятся ни жары, ни стужи.

Таким образом, на сложение особого, оригинального стиля хохломы повлияли три главных фактора:

1. Традиционные навыки мастеров в создании форм деревянных изделий.

2. Орнаментальная культура Древней Руси

3. Своеобразная технология производства изделий.

Этот технологический фактор во многом определил колорит «золотой хохломы» сочетание золота с киноварью и черным цветом. Именно эти три цвета, не изменяясь, не тускнея, выдерживают жар хохломских печей.

Но не меньшее значение имел и фактор эстетический — сочетание красного, черного и золота было любимо еще живописцами Древней Руси.

Хохломские орнаменты

В хохломской росписи сложились два вида письма: «верховое» (рис.1) и «фоновое» (рис.2).

При «верховом» письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия (Рис.3). Здесь можно выделить три типа орнамента:

• «травная» роспись;

• роспись «под листок» или «под ягодку»;

• роспись «пряник» или «рыжик».

"Травная» роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоуч, луговик и др. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали, да и сейчас пишут этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия, создавая свои варианты традиционного орнамента.

Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха (или курочки), который восседает на «древе» или клюет с него ягоды. Письмо, в которое, помимо травки, мастера включают листья, ягоды и цветы, носит характерное название «под листок» или «под ягодку". Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелеными, а также в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зеленой, красной, коричневой красками. Будучи удивительно наблюдательными, мастера росписи черпают из природы нескончаемое богатство мотивов, перерабатывая их и перенося на изделия, которые радуют глаз, воспитывают любовь и гордость за свою Родину. К «верховому» письму относится еще одна своеобразная разновидность росписи - «пряник» или «рыжик". Ее выполняют обычно внутри чаши или блюда. «Пряник» - это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника - «большой рыжик» - солнце. Хохломичи «пряник» называют «косовик", так как из его углов растут пучки трав, словно косы. «Росписи «пряниками» или «рыжиками» более просты и условны, чем «травные"; когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце с завитыми по кругу лучиками-травинками находится в постоянном движении. Захвачены им и пышные травные побеги вокруг. Впечатление такое, словно встречный ветер колеблет и развевает их". Рисунки «верховой» росписи создаются легкими мазками кисти, сквозь которые мерцает золото фона.

При «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти (рис.4). В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента:

• роспись «под фон";

• «Кудрину".

Роспись «под фон", как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб (рис.5).

Затем фон записывается краской - чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с этой росписью предназначались обычно для подарка, а поэтому выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «Кудрина» (рис.6).

Ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне. Свое название «Кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «Кудрина» напоминает ковер. Особенностью ее является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия, плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или черный цвет. Красным или черным цветом, в зависимости от желания автора, ведется и проработка деталей. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохл омской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Благодаря фантазии мастеров появляются все новые мотивы, создаются все новые и новые композиции хохломской росписи.

Перечисленные выше виды орнаментов являются сложными, однако в некоторых случаях мастера используют упрощенные орнаменты. Одним из таких орнаментов является крап, наносящийся штампиком, который изготовлен из особым образом свёрнутых кусочков ткани или пластинок гриба-дождевика. Все хохломские изделия расписываются вручную, роспись при этом нигде не повторяется.

Описание авторской работы

Моя работа представляет собой изделие из массива дерева в форме витязя с копьем и щитом, выполненного в технике фонового письма Кудрина. Изделие состоит из трех частей: шлема, овального корпуса и основания в форме усеченного конуса. Для росписи выбрана Кудрина на красном фоне с проработкой деталей черного и желтого цветов.

Шлем украшен орнаментальной каплевидной полоской, отводкой и растительным узором.

На средней части изображено лицо витязя и кольчужная сетка-бармица.

Центральная часть занимает растительный мотив, переплетающийся с верхним и нижним частями изделия.

Части отделены друг от друга золотыми поясками.

Основание изделие поддерживается каплевидным бордюром на черном фоне.

Основную фигуру дополняют копье и щит, которые оформлены растительными, геометрическими узорами и отводками.

Технологическая глава Техника выполнения хохломской росписи

Создание изделия с хохломской росписи начинается с заготовки брусков из дерева. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Затем изделия сушат и грунтуют очищенной жидкой глиной, которую мастера называют вапой. Готовый грунт наносится тонким слоем и просушивается при комнатной температуре в течении суток. Затем шлифуется наждачной бумагой. Проще всего применять грунт из мучного клейстера. Шерстяную ткань промачивают раствором и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют ещё раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов, затем изделие шлифуется. После грунтовки изделия сохнут на протяжении 8 часов и затем обязательно покрываются несколькими слоями льняного масла (олифы). Для этого в миску с олифой окунается специальный тампон, изготовленный из вывернутой наизнанку телячьей или овечьей кожи, и затем быстро втирается в поверхность изделия так, чтобы льняное масло распределилось равномерно. Во всем процессе производства эта процедура наиболее ответственная, именно от нее зависит качество будущей деревянной посуды и прочность хохломской росписи. В течение суток деревянное изделие покрывают олифой до 3-4 раз. Последний слой сушат до так называемого «небольшого отлипа»: имеется в виду, что нужно поймать тот момент, когда олифа еще слегка прилипает к пальцам, но уже не пачкает их.

На следующем этапе выполняют лужение - втирают в поверхность изделия алюминиевый порошок. Эту процедуру также выполняют вручную при помощи кожаного тампона. После лужения деревянные изделия приобретают удивительный бело-зеркальный блеск и полностью готовы для росписи. В хохломской росписи используются масляные краски и тонкие кисти, изготовленные из беличьих хвостов. Расписанные изделия покрывают специальным лаком 4-5 раз, причем между каждым покрытием происходит сушка предыдущего слоя. Затем их ставят в печь на 3-4 часа и закаливают при температуре +160°C до тех пор, пока не образуется масляно-лаковая плёнка золотистого цвета. В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый.

Инструменты, оборудование, материалы Материалы

1. Бумага - для работы карандашом можно использовать бумагу любой плотности с гладкой поверхностью, желательно белого цвета. Для работы с красками (гуашь, темпера) требуется более плотная фактура. А4, А2, А1 - для обтягивания планшета. (Акварельная бумага не подходит).

2. Краски - темпера (для основной работы на планшете и изделии). Тюбики темперы продаются в наборе или по отдельности - все необходимые цвета нужно приобрести.

3. Палитра.

4. Примеры для работы - фотографии, книги

5. Предметы для росписи (футляр).

6. Калька - для перевода на неё карандашом рисунка и дальнейшего перевода на изделие.

7. Столярный скотч - для закрепления кальки

8. Ветошь (салфетка, тряпка)

9. Клей ПВА с водой - для поднятия ворса

10. Лак - ПФ №283.

11. Растворитель - № 646, (уайт-спирит)

Инструменты

1. Карандаши - необходимы для эскизирования (т, тм) и переноса рисунка на кальку, а затем на изделие (тм, м)

2. Кисти - разной толщины. Белка № 1-4; синтетика № 17, 20 (плоская)

3. Кнопки канцелярские - для закрепления ватмана на планшете

4. Наждачная бумага - №1001, №1000, №50, №968,

5. Резак

6. Линейка - 25 см, 50 см

7. Ластик - разрезанный по диагонали

8. Лезвие - для исправлений и доработок

Оборудование

1. Шкаф для хранения и сушки изделия

2. Ёмкость с водой - необходима в работе с красками.

3. Настольная лампа

4. Планшет - состоит из деревянного каркаса с прибитой сверху фанерой (размер 60*40).

5. Парта, стул

Организация рабочего места

В кабинете не должно быть тесно, в помещении должно присутствовать постоянное проветривание, перед работой нужно обязательно сделать влажную уборку своего рабочего места.

Освещение должно быть улучшенным. Свет должен падать с левой стороны. Лишние материалы и приборы не должны мешать данной работе.

Заключение

Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры.

В разные исторические эпохи, в зависимости от смены социальных формаций, претерпевало изменения и народное искусство.

Народные художественные промыслы — это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, представляющая собой товарное производство художественных предметов широкого потребления при обязательном использовании творческого ручного труда. Наследуя лучшие традиции народного искусства, народные промыслы являются наиболее развитыми очагами народной национальной культуры.

Изучив традиции и освоив технологию народных росписей, возможно применить эти знания в украшении предметов быта, современного интерьера и дизайна.

Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями - всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы. Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси.

Хохлома - это одно из тех старинных искусств русского народа, которое до сих пор любимо и уважаемо во всем мире!

Список используемых терминов

«Бельё» - деревянная основа (неокрашенные изделия).

Вап, вапа - жидкая глина для обмазки деревянной поверхности, чтобы перекрыть поры.

«Верховое письмо» мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия.

Крап - штамп, вырезанный из пластинок гриба-дождевика, свёрнутый кусочек ткани.

«Кудрина» - пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

Лужение - покрытие деревянной основы серебряным, оловянным или алюминиевым порошком.

Олифа - вареное льняное масло.

«Под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля.

«Под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона.

«Пряник» - это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце.

«Травка» - это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее