«Роспись настольной лампы в стиле Жостово "Маки" по мотивам работы В.Леткова»

Номинация: Лучший дизайн изделия




























Оценить:

Рейтинг: 4.07

Автор: Цветкова Христина. Наставник: Анашкина Ольга Игоревна
1ое, 2ое и 3е место: II место
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс

Введение

Искусство - это отстоявшаяся форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и мир и личности, а также образ, наполненный определенным эмоциональным смыслом. Наиболее сильно это выражается в народном творчестве, так как оно является основоположником наивысших форм воплощения искусства.

Жостовская роспись, основным мотивом которой являются цветы, на первый взгляд может показаться простой и незатейливой. Что сложного в том, чтобы писать цветы? Но сколько интересных и гармоничных композиций придумывают и разрабатывают художники Жостово и как мастерски они исполняют их. Сколько новых находок в каждой работе, каким пластичным и легким смотрится жостовский мазок! Именно поэтому взглянув на расписные подносы, замечаешь, как на металле расцветают цветы.

В настоящее время Жостовский промысел можно увидеть на различных Всероссийских выставках и ярмарках, куда съезжаются мастера со всей России, чтобы продемонстрировать свое мастерство (например, «Ладья» и «Жар-Птица»).

Я очень рада, что в жизни мне выпала возможность не только любоваться великолепными Жостовскими изделиями на выставках, но и научиться собственноручно писать Жостово.

Для своей работы я выбрала цветочный мотив мака, потому что их яркий красный цвет в сочетании с сочными зелеными оттенками создает летнее и солнечное настроение, которое соответствует творческому замыслу росписи моего изделия.

Актуальным мой проект делает то, что настольные лампы активно используется в нашей повседневной жизни. Для меня очень важно, чтобы изделие несло не только декоративную функцию, но и приносило пользу в быту. Интерес моей работе придают свойства материала - стекла, из которого изготовлена лампа: холодный оттенок в выключенном состоянии светильника и теплый, если его включить. При выборе изделия меня не покидала уверенность, что красные маки с сочной зеленью будут смотреться очень «легко» и гармонично при свечении лампы, и лаконично и воздушно без свечения изнутри. Но в любом случае проект рассчитан на создание летнего и солнечного настроения.

Новизна моего проекта в сочетании "традиции" и "современности", так как при росписи изделия я пыталась отразить новаторский взгляд на традиционную жостовскую роспись. За основу взята классическая композиция подноса, а материалом для воплощения - современная настольная лампа.

Только любовь к труду и искусству способна придать любому изделию неповторимые особенности и черты. Когда человек старается делать что-то скрупулезно и хорошо, такая смесь непременно создает Вдохновение, которое помогает любому творцу воплотить его идею в жизнь. Созданное в таких условиях изделие может нести людям только добро, радость и восхищение в процессе его созерцания.

Свое изделия я старалась писать в хорошем настроении и расположении духа и использовать наиболее приятные человеческому глазу сочетания цветов и оттенков, а так же я старалась создать новый взгляд на традиционную Жостовскую роспись.

Всегда нужно помнить, что все, даже самое изысканное обязано своему появлению простым изображениям природы, потому что именно она являет собой вневременной эталон красоты.

Глава 1. Художественно - историческая глава

1.1 История и развитие промысла

Жостово - вид декоративно-прикладного искусства «художественные лаки». (Родина художественных лаков - Китай, где подносы с поверхностью, покрытой смолой создавались еще в 4 веке до н.э.)

Промысел «Жостово» произошел на берегу Клязьменского водохранилища к северу от Москвы в Мытищинском районе - в селе Жостово. Зарождение самого жостовского промысла связано с лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку поселке Федоскино.

Мода на лаковые вещи в России пришла в XVIII. Первые подносы изготавливались на Урале, на нижнетагильском заводе Демидовых. Лакированные подносы Нижнего Тагила удерживали славу ведущего промысла расписных подносов вплоть до 1870-1880-х годов, когда мастера Петербурга и Москвы освоили их приемы. Таким образом, сформировалось 3 ценра росписи подносов в России:

- Нижнетагильские подносы

- Петербургские подносы

- Жостовские (подмосковье) подносы.

Кустарное производство возникло вокруг заводов, которые выпускали листовое железо. В Нижнем Тагиле у Демидовых создавались интересные изделия из металлов: сундуки, столики, шкатулки и, конечно, подносы. Сюжеты композиций очень разнообразные: исторические, мифологические, цветы, натюрморты, немного позднее тройки лошадей.

Вдохновение для письма черпалось из известных картин, гравюр, житейских буден, праздников и окружающей природы.

В XIX веке верх производства расписных изделий берут Петербургские мастера. Они создавали панно и предметы для дворцов под китайский стиль. С 1830-х годов основным видом изделий стали подносы, расписанные под влиянием рококо. Изображали птиц, пейзажи, цветы, орнаменты. Формы петербургских изделий и края были более нарядны и оригинальны, чем у уральцев. Подносы отличались артистично исполненной живописью и фигурными формами сложного рисунка.

Подмосковный центр лаковой живописи начал формирование с середины XIX века и во второй половине занял ведущее место в подносном деле.

В начале XIX века в деревнях Троицкой волости (Мытищинский район): Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком, Сорокино, Новосильцево возникли мастерские по изготовлению изделий из папье-маше. Первыми заведениями по изготовлению лаков стала фабрика купцов Коробова и Лукутина, основанная в конце XVIII века в селе Федоскино в 7 км от Жостово. Производили шкатулки, табакерки, коробочки, кошельки, марочницы, портсигары, чайницы и другие небольшие предметы из папье-маше, украшенные живописными миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, а позднее и с орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось деревнях Троицкой волости. Ведущая роль принадлежала селу Жостову, название которого дало имя всему промыслу. Позднее в селах Жостово и Федоскино расписывали и металлические изделия. Но по стечению времени в Федоскино стали заниматься только росписью шкатулок, а в Жостово - подносами.

Сюжеты подносов менялись с развитием промысла: от многофигурных сложных композиций до цветов. Менялась и техника исполнения изделий: от многослойной (Нижнетагильские подносы) до кистевого мазка.

Также формы подносов усложнялись с каждым годом, а композиции упрощались, пока не сформировался уникальный стиль, свойственный Жостову.

1.3 Характеристика темы проекта

Тема моего проекта: «Роспись настольной лампы в стиле Жостово «Маки» по мотивам работы В. Леткова».

Работы Вячеслава Леткова отличаются живописностью, гармоничностью композиций, красотой цвета и профессионализмом исполнения - это один из самых знаменитых мастеров Жостово. Также он участник многих художественных выставок, даже Всемирных в Монреале (1967 год) и Осаке (1970 год). Является лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. В. Репина (1977 год). Его произведения специально приобретены рядом музеев страны

Вячеслав Летков - автор множества замечательных работ, которыми невозможно не вдохновиться. Именно его поднос с чудесными маками помог мне в осуществлении замысла по созданию проекта.

В качестве изделия для проекта я выбрала роспись настольной лампы. Ее лаконичная и обтекаемая форма сразу понравилась мне, а белый цвет стекла является нейтральным и позволяет экспериментировать с колоритом и подбирать различные цветовые варианты.

Интерес моей работе придают свойства материала - стекла, из которого изготовлена лампа: холодный оттенок в выключенном состоянии светильника и теплый, если его включить.

Это позволяет вести сразу две разных композиционных задумки на одном изделии.

При выборе изделия меня не покидала уверенность, что красные маки с сочной зеленью будут смотреться очень «легко» и гармонично при свечении лампы, и лаконично и воздушно без свечения изнутри. Но в любом случае проект рассчитан на создание летнего и солнечного настроения.

Еще одним значительным основание выбора моего изделия, являлось то, настольные лампы активно используется в нашей повседневной жизни. Для меня очень важно, чтобы изделие несло не только декоративную функцию, но и приносило пользу в быту.

Все вышеперечисленные факторы позволили мне сделать вывод, что я не ошиблась с выбором изделия.

1.4. Последовательность выполнения художественного проекта

Прежде, чем приступать к росписи непосредственно изделия, необходимо выполнить его проект. Проект делается, чтобы убедиться в правильности выбранного композиционного и цветового решения, уменьшить риск возникновения ошибок на изделии.

Первым шагом по созданию художественного проекта стал выбор хорошего планшета. При выборе, я обращала внимание на то, чтобы планшет имел ровную, горизонтальную поверхность без дефектов. Далее я подготовила рабочее место, предназначенное для обтяжки планшета: хорошо вымыла поверхность стола, освободила пространство вокруг, приготовила все необходимые принадлежности.

Я положила лист ватмана лицевой стороной на стол и приложила к нему планшет, оказалось, что необходимо срезать лишнюю часть бумаги. Это я сделала при помощи линейки и канцелярского ножа.

Далее, я отложила планшет в сторону и увлажнила лист ватмана синтетической губкой, пропитанной холодной водой. Затем я вновь приложила планшет к листу, так чтобы края бумаги были ровными и одинаковыми и начала фиксировать бумагу копками, начиная с середины широкой стороны планшета. Когда одна сторона была полностью закреплена, я приступила к противоположенной стороне, предварительно натянув ее. Далее я закрепила лист кнопками на короткой стороне планшета, а перед этим я аккуратно согнула ватман на углах (способом «конверт») и завершила закрепление противоположной стороны планшета.

Натянутый планшет я положила сушиться на горизонтальную поверхность бумагой вверх, для этого я старалась выбрать место, где нет сквозняков, там планшет оставался до полного высыхания ватмана.

После того, как бумага полностью высохла и стала ровной, я перешла непосредственно к творческой части проекта.

Сначала я сделала разметку пространства проекта: определила место для подписей и изображения изделия. Затем я наметила форму лампы и перенесла на нее свою композицию в развертке, предварительно отрисованную на кальке.

Теперь можно приступать к цветовой росписи композиции. Роспись на своем проекте я выполняла при помощи акварели. Этот материал я выбрала не случайно, ведь именно свойства акварельных красок предают моему изделию - лампе прозрачность, которая характерна для стекла.

А нижнюю часть светильника я перекрыла нейтральным серым цветом, который плавно вливается в цвет лампы, создавая эффект градации. Тоже я выполняю на проекте темперными красками.

Глава 2. Технологическая глава

2.1 Технологическая карта Жостово

Технологический процесс - часть производственного процесса => состоит из стадий и операций.

Плотное письмо

Стадии Операции

1.  Подготовка изделия под роспись.

а) шлифование

б) выбор белого цвета фона (согласно композиционному замыслу и технике исполнения)

2.  Перенос рисунка

а) промасливание кальки

б) точный перевод рисунка на кальку с помощью остро заточенного карандаша

в) уточнение деталей рисунка

г) перенос рисунка на изделие при помощи сухого пигмента - карандаша

3.  Роспись изделия

а) Замалевок (нанесение разбеленой краской силуэтов цветов и листьев. Цель: разметка силуэта букета)

б) Сушка (замалевку дают просохнуть для дальнейшей росписи)

в) Циклевание (удаление лишней краски с поверхности изделия путем скобления. Цель: нерельефная поверхность росписи)

г) Прописка:

тенежка (На просушенный замалевок накладываются тени с помощью лиссировочных красок. Этот прием погружает букет в глубину тона)

прокладка (Исполняется плотным корпусным письмом по сырой технике. Форма букета усложняется и уточняется, реализуется контрастный, насыщенный цветовой строй всей композиции)

бликовка (Наложение бликов для выявления объема и света. Эта стадия завершает лепку формы)

чертежка (Нанесение небольших штрихов, очерчивание контура быстрыми живыми

линиями, очертания прожилок, выявление семян в чашечках цветов.

привязка (Исполнение тонких травок и усиков объединяющих букет и связующих его с фоном)

д) Сушка (изделию дают просохнуть)

4.  Уборка

Роспись нижней части светильника орнаментом.

5.  Чистовая отделка

а) Очистка и заправка изделия

б) Лакирование (матовый лак 1 раз без наплывов)

в) Сушка до полного высыхания

г) Шлифование до матовой поверхности

д) Лакирование

2. 2 Подробное описание стадий технологического процесса выполнения изделия

Свое изделие я приобрела в магазине IKEA. При выборе лампы я обращала внимание на то, чтобы она была целая без отколотых частей и царапин, имела гладкую и ровную поверхность. Лучшую лампу я купила.

Далее я приступила к подготовке изделия под роспись: наждачной бумагой я равномерно отшлифовала всю поверхность изделия, так как материал моего изделия - стекло.

Затем я приступаю непосредственно к росписи светильника, а предварительно перевожу рисунок на изделие через промасленную кальку остро заточенным карандашом, затем уточняю все элементы.

После перевода рисунка на изделие я делаю замалевки элементов композиции. Для этого я использую прозрачные лессировочные масляные краски. Я аккуратно флейцевала цвет по форме элементов.

Эта технология отличается от традиционной, где замалевок принято делать плотной белой краской и ловким мазком. Но в моем случае необходимо передать прозрачность при свечении лампы, поэтому я использовала прием флейцевания и прозрачные краски, цвета которых сразу соответствали цветам будущих элементов. Таким образом, я выполнила сразу 2 стадии: замалевок и прокладка.

Я даю высохнуть замалевку, чтобы приступить к следующей операции - тенежке. Для ее выполнения я также использовала прозрачные краски, которые плавно лессировала до плавного «растворения» в замалевке. На данном этапе я не отходила от традиционной жостовской технологии.

Следующая операция в традиционном жостовском письме - это прокладка. Я объединила эту операцию с операцией замалевок, чтобы добиться «легкости» и прозрачности элементов, так как задача лампы -нести свет.

Далее я приступаю к стадии бликовка. Здесь я могу использовать плотные краски, потому что это необходимо, чтобы передать объем элементов композиции. При выполнении этой операции я стараюсь, чтобы мазки с бликами держали форму цветов и листьев, как в рабочем состоянии лампы, так и в выключенном.

Затем я делаю чертежку и привязку. Эти стадии одни из завершающих при росписи изделия. Они помогают внести в композицию гармонию, а также скрыть маленькие недостатки в работе. Я старалась сделать чертежку и привязку таким образом, чтобы преумножить красоту моего светильника.

Последним этапом работы над изделием является уборка, то есть нанесение орнамента. В моем случае орнамент исполнен на ножке светильника. Ее я перекрыла серым цветом, градирующим от темного оттенка к светлому, который плавно переходит в цвет фона лампы.

Орнамент я исполняла серебряной пастой, а чтобы он не смотрелся «чужим» на изделии и был связан с композицией, исполненной на светильнике, я решила внести в него цвета, схожие с теми, которые я использовала в верхней композиции.

Орнамент придал изделию законченный вид и нарядность.

2.3 Инструменты, материалы, оборудование

Для создания экзаменационного проекта мне понадобились следующие материалы:

Лампа - стеклянная заготовка под роспись

Шлифовальная бумага (№1000 - для подготовки поверхности изделия

под роспись, №600 - для шлифования изделия после покрытия лаком)

Кисти: белка №№ 4 (для росписи), 6, 3 (для флейцевания поверхности); колонок №№ 1(для создания приписки, чертежки, орнамента), 2 (для флейцевания в особенно мелких местах); синтетика № 24 (для покрытия лаком)

Масляные краски (для росписи изделия). Лессировочные: краплак розовый прочный, марс оранжевый прозрачный, тиоиндиго красно-коричневая, индийская желтая. Полулессировочные: виридоновая зеленая, изумрудная. Плотные: белила титановые, кадмии красные - светлый и темный.

Темперные краски: сажа газовая, белила титановые (создание фона под орнамент)

Серебряная финская паста (роспись орнамента) •S Ватные палочки (коррекция деталей рисунка в процессе работы над изделием)

Палитра (для смешивания красок)

Бумага (ватман) - для выполнениея курсового проекта и создания эскизов

Планшет - для натягивания бумаги с последующим выполнением проекта изделия.

Графитные карандаши HB, 2B, H (для создания рисунки и переноса его на кальку)

Акварель (для выполнения курсового проекта изделия)

Черная гелиевая ручка (для создания подписей к курсовому проекту изделия)

Калька (для переноса основных элементов изображения с эскиза на изделие)

Хлопчатобумажная ткань (для промокания кистей)

Лак TIKKURILA UNICA SUPER (для чистовой отделки изделия)

Заключение

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека в форме художественных образов. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Важнейшая особенность искусства, а в частности живописи, состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в чувственно воспринимаемой форме - в форме художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, через конкретные явления природы и общественной жизни, а, следовательно, вкладывает в работу часть себя и своей души, вот почему каждое произведение уникально.

Но, несмотря на неповторимые особенности работ каждого мастера, народное профессиональное творчество всегда отличалось духом врожденного коллективизма. Это доказывает нам потребность каждого человека в искусстве и присутствие творчества в различных областях жизни людей и общества.

В течение многих веков у людей развивались эстетические чувства. Понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в повседневной жизни, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести его красоту до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Нужно отметить, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления. Такими образами в народном искусстве стали: природа и человек.


Словарь терминов


Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Блик - элемент светотени — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, на предмете.

Кисти - основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу и другую основу в живописи и графике и каллиграфии; изготавливаются из обезжиренных прокаленных волос или шерсти различных животных. Кисти бывают щетинные, беличьи, барсучьи.

Колорит - это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств выразительного изображения действительности. Колорит в произведении представляет собой сочетание цветов, обладающих известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию, красоту цветовых сочетаний и богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы может быть холодным, теплым, светлым, красноватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине, служит важным средством образной и психологической характеристики.

Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.

Лак - используют для грунта, наносят на затвердевший красочный слой перед дальнейшей работой для лучшей связи слоев. Также покрывают законченные произведения для предохранения от пыли копоти и т.п. Лак усиливает яркость красок.

Лессировка - художественный прием в живописи с использованием прозрачности красок. Используют в живописи для создания новых цветовых оттенков, усиления или приглушения цвета.

Лессировочные краски - прозрачные краски, особенно, если наложены тонким слоем. Это свойство красок зависит от способности пигментов вбирать масло. Пигменты лессировочных красок вбирают больше масла и часто накладываются на уже просохшие плотные краски, чтобы, погасить или наоборот, выявить их тон или цвет.

Мазок - след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне и т.п.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он ставит, от особенностей и свойств материала, который он использует.

Масляные краски - красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. Масляные краски под воздействием света и воздуха постепенно затвердевают. Основа для работы с ними заранее подготавливается.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Связанный с поверхностью, которую он украшает, зрительно организует ее. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Оттенок - 1) изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды 2) Небольшое различие в красках по светлоте, насыщенности, тону 3) различие в каком либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Палитра — 1) Небольшая тонкая и лёгкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей работе.

Плотные краски - непрозрачные краски. Свойство красок зависит от способности пигментов вбирать масло. Пигменты плотных красок вбирают меньше масла и часто накладываются первым слоем и служат, как основной тон.

Подручник («мостик») - часто деревянная доска вытянутой прямоугольной формы с подставками на обоих концах. Используется для удобства рисования: позволяет всегда поддерживать руку над работой.

Темперные краски - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой.

Финская паста - плотное вещество, предназначенное для разведения льняным маслом, используется для написания орнаментов в Жостовской росписи. Бывает серебряного и золотого цвета.

Цвет - одно из основных художественно выразительных средств в живописи. Насыщенность цвета в масляной живописи может изменяться в результате разбавления ее белилами. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обуславливает вместе с рисунком изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. Цвет - существенная часть не только изобразительного, но и декоративно-прикладного искусства, его художественной структурой, так как способен вызывать различные ассоциации.

Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.



Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее