Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
1.1 История и развитие промысла
Жостово - вид декоративно-прикладного искусства «художественные лаки». (Родина художественных лаков - Китай, где подносы с поверхностью, покрытой смолой создавались еще в 4 веке до н.э.)
Промысел «Жостово» произошел на берегу Клязьменского водохранилища к северу от Москвы в Мытищинском районе - в селе Жостово. Зарождение самого жостовского промысла связано с лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку поселке Федоскино.
Мода на лаковые вещи в России пришла в XVIII. Первые подносы изготавливались на Урале, на нижнетагильском заводе Демидовых. Лакированные подносы Нижнего Тагила удерживали славу ведущего промысла расписных подносов вплоть до 1870-1880-х годов, когда мастера Петербурга и Москвы освоили их приемы. Таким образом, сформировалось 3 ценра росписи подносов в России:
- Нижнетагильские подносы
- Петербургские подносы
- Жостовские (подмосковье) подносы.
Кустарное производство возникло вокруг заводов, которые выпускали листовое железо. В Нижнем Тагиле у Демидовых создавались интересные изделия из металлов: сундуки, столики, шкатулки и, конечно, подносы. Сюжеты композиций очень разнообразные: исторические, мифологические, цветы, натюрморты, немного позднее тройки лошадей.
Вдохновение для письма черпалось из известных картин, гравюр, житейских буден, праздников и окружающей природы.
В XIX веке верх производства расписных изделий берут Петербургские мастера. Они создавали панно и предметы для дворцов под китайский стиль. С 1830-х годов основным видом изделий стали подносы, расписанные под влиянием рококо. Изображали птиц, пейзажи, цветы, орнаменты. Формы петербургских изделий и края были более нарядны и оригинальны, чем у уральцев. Подносы отличались артистично исполненной живописью и фигурными формами сложного рисунка.
Подмосковный центр лаковой живописи начал формирование с середины XIX века и во второй половине занял ведущее место в подносном деле.
В начале XIX века в деревнях Троицкой волости (Мытищинский район): Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком, Сорокино, Новосильцево возникли мастерские по изготовлению изделий из папье-маше. Первыми заведениями по изготовлению лаков стала фабрика купцов
Коробова и Лукутина, основанная в конце XVIII века в селе Федоскино в 7 км от Жостово. Производили шкатулки, табакерки, коробочки, кошельки, марочницы, портсигары, чайницы и другие небольшие предметы из папье-маше, украшенные живописными миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, а позднее и с орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось деревнях Троицкой волости. Ведущая роль принадлежала селу Жостову, название которого дало имя всему промыслу. Позднее в селах Жостово и Федоскино расписывали и металлические изделия. Но по стечению времени в Федоскино стали заниматься только росписью шкатулок, а в Жостово - подносами.
Сюжеты подносов менялись с развитием промысла: от многофигурных сложных композиций до цветов. Менялась и техника исполнения изделий: от многослойной (Нижнетагильские подносы) до кистевого мазка.
Также формы подносов усложнялись с каждым годом, а композиции упрощались, пока не сформировался уникальный стиль, свойственный Жостову.
1.3 Характеристика темы проекта
Тема моего проекта: «Роспись настольной лампы в стиле Жостово «Маки» по мотивам работы В. Леткова».
Работы Вячеслава Леткова отличаются живописностью, гармоничностью композиций, красотой цвета и профессионализмом исполнения - это один из самых знаменитых мастеров Жостово. Также он участник многих художественных выставок, даже Всемирных в Монреале (1967 год) и Осаке (1970 год). Является лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. В. Репина (1977 год). Его произведения специально приобретены рядом музеев страны
Вячеслав Летков - автор множества замечательных работ, которыми невозможно не вдохновиться. Именно его поднос с чудесными маками помог мне в осуществлении замысла по созданию проекта.
В качестве изделия для проекта я выбрала роспись настольной лампы. Ее лаконичная и обтекаемая форма сразу понравилась мне, а белый цвет стекла является нейтральным и позволяет экспериментировать с колоритом и подбирать различные цветовые варианты.
Интерес моей работе придают свойства материала - стекла, из которого изготовлена лампа: холодный оттенок в выключенном состоянии светильника и теплый, если его включить.
Это позволяет вести сразу две разных композиционных задумки на одном изделии.
При выборе изделия меня не покидала уверенность, что красные маки с сочной зеленью будут смотреться очень «легко» и гармонично при свечении лампы, и лаконично и воздушно без свечения изнутри. Но в любом случае проект рассчитан на создание летнего и солнечного настроения.
Еще одним значительным основание выбора моего изделия, являлось то, настольные лампы активно используется в нашей повседневной жизни. Для меня очень важно, чтобы изделие несло не только декоративную функцию, но и приносило пользу в быту.
Все вышеперечисленные факторы позволили мне сделать вывод, что я не ошиблась с выбором изделия.
1.4. Последовательность выполнения художественного проекта
Прежде, чем приступать к росписи непосредственно изделия, необходимо выполнить его проект. Проект делается, чтобы убедиться в правильности выбранного композиционного и цветового решения, уменьшить риск возникновения ошибок на изделии.
Первым шагом по созданию художественного проекта стал выбор хорошего планшета. При выборе, я обращала внимание на то, чтобы планшет имел ровную, горизонтальную поверхность без дефектов. Далее я подготовила рабочее место, предназначенное для обтяжки планшета: хорошо вымыла поверхность стола, освободила пространство вокруг, приготовила все необходимые принадлежности.
Я положила лист ватмана лицевой стороной на стол и приложила к нему планшет, оказалось, что необходимо срезать лишнюю часть бумаги. Это я сделала при помощи линейки и канцелярского ножа.
Далее, я отложила планшет в сторону и увлажнила лист ватмана синтетической губкой, пропитанной холодной водой. Затем я вновь приложила планшет к листу, так чтобы края бумаги были ровными и одинаковыми и начала фиксировать бумагу копками, начиная с середины широкой стороны планшета. Когда одна сторона была полностью закреплена, я приступила к противоположенной стороне, предварительно натянув ее. Далее я закрепила лист кнопками на короткой стороне планшета, а перед этим я аккуратно согнула ватман на углах (способом «конверт») и завершила закрепление противоположной стороны планшета.
Натянутый планшет я положила сушиться на горизонтальную поверхность бумагой вверх, для этого я старалась выбрать место, где нет сквозняков, там планшет оставался до полного высыхания ватмана.
После того, как бумага полностью высохла и стала ровной, я перешла непосредственно к творческой части проекта.
Сначала я сделала разметку пространства проекта: определила место для подписей и изображения изделия. Затем я наметила форму лампы и перенесла на нее свою композицию в развертке, предварительно отрисованную на кальке.
Теперь можно приступать к цветовой росписи композиции. Роспись на своем проекте я выполняла при помощи акварели. Этот материал я выбрала не случайно, ведь именно свойства акварельных красок предают моему изделию - лампе прозрачность, которая характерна для стекла.
А нижнюю часть светильника я перекрыла нейтральным серым цветом, который плавно вливается в цвет лампы, создавая эффект градации. Тоже я выполняю на проекте темперными красками.
Глава 2. Технологическая глава
2.1 Технологическая карта Жостово
Технологический процесс - часть производственного процесса => состоит из стадий и операций.
Плотное письмо
Стадии Операции
1. Подготовка изделия под роспись.
а) шлифование
б) выбор белого цвета фона (согласно композиционному замыслу и технике исполнения)
2. Перенос рисунка
а) промасливание кальки
б) точный перевод рисунка на кальку с помощью остро заточенного карандаша
в) уточнение деталей рисунка
г) перенос рисунка на изделие при помощи сухого пигмента - карандаша
3. Роспись изделия
а) Замалевок (нанесение разбеленой краской силуэтов цветов и листьев. Цель: разметка силуэта букета)
б) Сушка (замалевку дают просохнуть для дальнейшей росписи)
в) Циклевание (удаление лишней краски с поверхности изделия путем скобления. Цель: нерельефная поверхность росписи)
г) Прописка:
- тенежка (На просушенный замалевок накладываются тени с помощью лиссировочных красок. Этот прием погружает букет в глубину тона)
- прокладка (Исполняется плотным корпусным письмом по сырой технике. Форма букета усложняется и уточняется, реализуется контрастный, насыщенный цветовой строй всей композиции)
- бликовка (Наложение бликов для выявления объема и света. Эта стадия завершает лепку формы)
- чертежка (Нанесение небольших штрихов, очерчивание контура быстрыми живыми
линиями, очертания прожилок, выявление семян в чашечках цветов.
- привязка (Исполнение тонких травок и усиков объединяющих букет и связующих его с фоном)
д) Сушка (изделию дают просохнуть)
4. Уборка
Роспись нижней части светильника орнаментом.
5. Чистовая отделка
а) Очистка и заправка изделия
б) Лакирование (матовый лак 1 раз без наплывов)
в) Сушка до полного высыхания
г) Шлифование до матовой поверхности
д) Лакирование
2. 2 Подробное описание стадий технологического процесса выполнения изделия
Свое изделие я приобрела в магазине IKEA. При выборе лампы я обращала внимание на то, чтобы она была целая без отколотых частей и царапин, имела гладкую и ровную поверхность. Лучшую лампу я купила.
Далее я приступила к подготовке изделия под роспись: наждачной бумагой я равномерно отшлифовала всю поверхность изделия, так как материал моего изделия - стекло.
Затем я приступаю непосредственно к росписи светильника, а предварительно перевожу рисунок на изделие через промасленную кальку остро заточенным карандашом, затем уточняю все элементы.
После перевода рисунка на изделие я делаю замалевки элементов композиции. Для этого я использую прозрачные лессировочные масляные краски. Я аккуратно флейцевала цвет по форме элементов.
Эта технология отличается от традиционной, где замалевок принято делать плотной белой краской и ловким мазком. Но в моем случае необходимо передать прозрачность при свечении лампы, поэтому я использовала прием флейцевания и прозрачные краски, цвета которых сразу соответствали цветам будущих элементов. Таким образом, я выполнила сразу 2 стадии: замалевок и прокладка.
Я даю высохнуть замалевку, чтобы приступить к следующей операции - тенежке. Для ее выполнения я также использовала прозрачные краски, которые плавно лессировала до плавного «растворения» в замалевке. На данном этапе я не отходила от традиционной жостовской технологии.
Следующая операция в традиционном жостовском письме - это прокладка. Я объединила эту операцию с операцией замалевок, чтобы добиться «легкости» и прозрачности элементов, так как задача лампы -нести свет.
Далее я приступаю к стадии бликовка. Здесь я могу использовать плотные краски, потому что это необходимо, чтобы передать объем элементов композиции. При выполнении этой операции я стараюсь, чтобы мазки с бликами держали форму цветов и листьев, как в рабочем состоянии лампы, так и в выключенном.
Затем я делаю чертежку и привязку. Эти стадии одни из завершающих при росписи изделия. Они помогают внести в композицию гармонию, а также скрыть маленькие недостатки в работе. Я старалась сделать чертежку и привязку таким образом, чтобы преумножить красоту моего светильника.
Последним этапом работы над изделием является уборка, то есть нанесение орнамента. В моем случае орнамент исполнен на ножке светильника. Ее я перекрыла серым цветом, градирующим от темного оттенка к светлому, который плавно переходит в цвет фона лампы.
Орнамент я исполняла серебряной пастой, а чтобы он не смотрелся «чужим» на изделии и был связан с композицией, исполненной на светильнике, я решила внести в него цвета, схожие с теми, которые я использовала в верхней композиции.
Орнамент придал изделию законченный вид и нарядность.
2.3 Инструменты, материалы, оборудование
Для создания экзаменационного проекта мне понадобились следующие материалы:
■ Лампа - стеклянная заготовка под роспись
■ Шлифовальная бумага (№1000 - для подготовки поверхности изделия
под роспись, №600 - для шлифования изделия после покрытия лаком)
■ Кисти: белка №№ 4 (для росписи), 6, 3 (для флейцевания поверхности); колонок №№ 1(для создания приписки, чертежки, орнамента), 2 (для флейцевания в особенно мелких местах); синтетика № 24 (для покрытия лаком)
■ Масляные краски (для росписи изделия). Лессировочные: краплак розовый прочный, марс оранжевый прозрачный, тиоиндиго красно-коричневая, индийская желтая. Полулессировочные: виридоновая зеленая, изумрудная. Плотные: белила титановые, кадмии красные - светлый и темный.
■ Темперные краски: сажа газовая, белила титановые (создание фона под
орнамент)
■ Серебряная финская паста (роспись орнамента) •S Ватные палочки (коррекция деталей рисунка в процессе работы над
изделием)
■ Палитра (для смешивания красок)
■ Бумага (ватман) - для выполнениея курсового проекта и создания
эскизов
■ Планшет - для натягивания бумаги с последующим выполнением проекта изделия.
■ Графитные карандаши HB, 2B, H (для создания рисунки и переноса его
на кальку)
■ Акварель (для выполнения курсового проекта изделия)
■ Черная гелиевая ручка (для создания подписей к курсовому проекту изделия)
■ Калька (для переноса основных элементов изображения с эскиза на
изделие)
Хлопчатобумажная ткань (для промокания кистей)
Лак TIKKURILA UNICA SUPER (для чистовой отделки изделия)
Заключение
Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека в форме художественных образов. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Важнейшая особенность искусства, а в частности живописи, состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в чувственно воспринимаемой форме - в форме художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, через конкретные явления природы и общественной жизни, а, следовательно, вкладывает в работу часть себя и своей души, вот почему каждое произведение уникально.
Но, несмотря на неповторимые особенности работ каждого мастера, народное профессиональное творчество всегда отличалось духом врожденного коллективизма. Это доказывает нам потребность каждого человека в искусстве и присутствие творчества в различных областях жизни людей и общества.
В течение многих веков у людей развивались эстетические чувства. Понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в повседневной жизни, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести его красоту до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.
Нужно отметить, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления. Такими образами в народном искусстве стали: природа и человек.
Словарь терминов
Акварель - живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Блик - элемент светотени — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, на предмете.
Кисти - основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу и другую основу в живописи и графике и каллиграфии; изготавливаются из обезжиренных прокаленных волос или шерсти различных животных. Кисти бывают щетинные, беличьи, барсучьи.
Колорит - это характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств выразительного изображения действительности. Колорит в произведении представляет собой сочетание цветов, обладающих известным единством. В более узком смысле под колоритом понимают гармонию, красоту цветовых сочетаний и богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладающей в нем цветовой гаммы может быть холодным, теплым, светлым, красноватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине, служит важным средством образной и психологической характеристики.
Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.
Лак - используют для грунта, наносят на затвердевший красочный слой перед дальнейшей работой для лучшей связи слоев. Также покрывают законченные произведения для предохранения от пыли копоти и т.п. Лак усиливает яркость красок.
Лессировка - художественный прием в живописи с использованием прозрачности красок. Используют в живописи для создания новых цветовых оттенков, усиления или приглушения цвета.
Лессировочные краски - прозрачные краски, особенно, если наложены тонким слоем. Это свойство красок зависит от способности пигментов вбирать масло. Пигменты лессировочных красок вбирают больше масла и часто накладываются на уже просохшие плотные краски, чтобы, погасить или наоборот, выявить их тон или цвет.
Мазок - след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне
и т.п.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он ставит, от особенностей и свойств материала, который он использует.
Масляные краски - красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. Масляные краски под воздействием света и воздуха постепенно затвердевают. Основа для работы с ними заранее подготавливается.
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Связанный с поверхностью, которую он украшает, зрительно организует ее. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Оттенок - 1) изменение цвета натуры под воздействием окружающей среды 2) Небольшое различие в красках по светлоте, насыщенности, тону 3) различие в каком либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.
Палитра — 1) Небольшая тонкая и лёгкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется художник в своей работе.
Плотные краски - непрозрачные краски. Свойство красок зависит от способности пигментов вбирать масло. Пигменты плотных красок вбирают меньше масла и часто накладываются первым слоем и служат, как основной тон.
Подручник («мостик») - часто деревянная доска вытянутой прямоугольной формы с подставками на обоих концах. Используется для удобства рисования: позволяет всегда поддерживать руку над работой.
Темперные краски - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой.
Финская паста - плотное вещество, предназначенное для разведения льняным маслом, используется для написания орнаментов в Жостовской росписи. Бывает серебряного и золотого цвета.
Цвет - одно из основных художественно выразительных средств в живописи. Насыщенность цвета в масляной живописи может изменяться в результате разбавления ее белилами. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обуславливает вместе с рисунком изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. Цвет - существенная часть не только изобразительного, но и декоративно-прикладного искусства, его художественной структурой, так как способен вызывать различные ассоциации.
Эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не
предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.