Автор: Кучеренко Анна. Наставник: Анашкина Ольга Игоревна 1ое, 2ое и 3е место: II место Город: Москва Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс
Введение
Жостовский промысел зародился два столетия назад и по сей день живет, развивается, процветает. Многое меняется, конечно: появление новых технологий, трансформация традиций под современную жизнь. Но красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь, и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Жостовские букеты, остаются актуальными и по сей день, цветы не теряют своей привлекательности и очарования, остаются любимы не только русским народом, но и иностранными гостями. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.
Зная, что мир не стоит на месте и каждый день совершаются новаторства, я решила придерживаться традиционного искусства, чтобы молодое поколение могло немного приобщиться к той эпохе, лучше узнать давнюю историю и получить опыт на будущее, ведь как говориться: «Кто не знает прошлого, тот не имеет будущего». В этом заключается актуальность моего проекта.
В настоящее время Жостовский промысел переживает свой упадок. Школа при фабрике практически не ведет обучение подрастающего поколения. Одним из участников по возрождению Жостовской росписи выступает промысел лаковой миниатюрной живописи Федоскино. При фабрике Федоскино создан курс обучения, с помощью которого можно получить начальные умения, но он не готовит будущих мастеров Жостово.
Другими участниками возрождения выступают образовательные учреждения, специализирующиеся на обучении Декоративно-прикладному искусству и Народным промыслам. Здесь студентам прививают любовь к традициям и обычаям, сложившимся в старину, учащиеся копируют произведения великих мастеров и создают свои собственные, тем самым развивают и привносят новое в Жостовский промысел.
Для меня Жостово - есть очаровательные, сияющие изнутри подносы. Я считаю, что Жостово должно продолжать существование преимущественно в традиционном стиле. Поэтому я решила взять в качестве своего проекта - поднос.
Создавая свой проект, я не только училась Жостовскому промыслу, но и посещала музеи, и съездила на фабрику изготовления подносов, чтобы получить знания «из первых рук», от мастеров Жостово.
Благодаря своему традиционному характеру, изделие может стать хорошим учебным пособием. А также принимать участие в выставках и конкурсах, посвященных творчеству молодых. Поднос, как декоративное панно, может служить украшением дома.
1.2. Обоснование выбора темы проекта
Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.
Для своей работы я выбрала плотное письмо, потому что оно полно невероятной живостью и буйством цвета, которое свойственно русскому художнику; композицию традиционную - букет цветов. Именно этим сочетанием меня покорил поднос Агеевой Татьяны «Цветы», одной из художниц Жостовской фабрики.
Центр композиции составляют четыре розы, имеющие традиционную расцветку: розовый, белый и желтый. Трилистники, только раскрывшиеся бутоны, гибкие травинки и острые шипы роз - все проработано до мельчайших деталей, кажется вот-вот упадет капля воды с листочка! Маленькая бабочка незаметно притаилась в углу. Букет будто светиться изнутри, плавно уходят в тень по краям.
Многие букеты Жостово прекрасны, но меня вдохновил именно поднос Агеевой Татьяны: неповторимый стиль, пластика и сияние.
1.3. Творческие этапы работы над созданием художественно-графического проекта изделия
1. Подготовка поверхности планшета к обтягиванию бумагой. Проверить качество планшета. Удалить дефекты с поверхности планшета наждачной бумагой или бритвенным лезвием. Выступающие гвозди, если имеются, забить молотком.
2. Подготовить поверхность стола: вымыть стол с чистящими средствами. Можно положить дополнительный чистый лист бумаги (газеты и тонированную бумагу не применять).
3. Положить ватман лицевой стороной на стол. На него поместить планшет так, чтобы края бумаги были ровными и одинаковыми. При необходимости лишняя бумага отрезается по линейке.
4. Убрать планшет с листа бумаги и увлажнить ватман синтетической губкой, пропитанной холодной водой.
5. Приложить планшет к листу и начать фиксировать бумагу на планшете кнопками, начиная с середины широкой стороны планшета.
6. Когда на одной стороне бумага закреплена, ватман крепят кнопками на противоположной широкой стороне планшета, предварительно натянув его.
7. Закрепить бумагу кнопками на короткой стороне планшета, предварительно согнув ватман на углах так, как показано на фото.
8. Завершить крепление бумаги на планшете последней короткой стороны.
9. Обтянутый планшет сушится в горизонтальном положении бумагой вверх до полного высыхания ватмана.
10. Планшет обтягивается бумагой с применением клея в том случае, когда размер бумаги не позволяет обогнуть планшет так, чтобы кнопки крепились на его оборотной стороне. Перед прикреплением кнопок на ребра планшета на края ватмана наносится клей ПВА плоской кистью, бумага прижимается к ребрам планшета, а затем крепятся кнопки. После высыхания клеевого слоя и приклеивания бумаги к планшету кнопки удаляются.
11. На планшете карандашом намечаю форму подноса в натуральную величину. И заливаю ее черной краской, потому что фон моего изделия черный. Затем белилами создаю объем на подносе. Когда краска высохла, на покрываю масляным лаком.
12. Далее следует перенести рисунок на проект подноса. Лак нужно отшлифовать наждачной бумагой до матового состояния, чтобы лучше ложился зубной порошок и краска. На промасляную кальку с одной сторону переводим рисунок, а с обратной стороны посыпаем зубным порошком. Прикладываем к подносу и переводим острозаточенным карандашом.
13. Следующий этап это - роспись. В росписи подноса на проекте используются те же масляные краски и золотая паста. Проект служит не только презентацией экзаменационного изделия, но также является тренировкой, где художник пробует и экспериментирует с цветовой гаммой, чтобы добиться гармонии. Объединяющем звеном служит орнамент, он объединяет всю композицию в целом.
Поднос на проекте покрывается лаком и оставляется до полного высыхания.
14. Последний этап в создании художественно-графического проекта изделия - это подпись. Это очень важный элемент, который должен сочетаться с изделием. Подпись на проекте располагается в трех местах: на верху пишут заглавие, слева внизу - аннотация и справа внизу - штамп.
Глава 2. Технологическая глава. 2.1. Инструменты, оборудование, материалы
Инструменты.
Кисть - основной инструмент мастера росписи. Чаще всего для росписи используют плоские беличьи и колонковые кисти разных размеров. В Жостовской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти: круглая колонковая №0 и №1 с длинным ворсом (для чертежки, привязок и уборки); плоская беличья №3, №4 и №5 для нанесения замалевка, тенежки, прокладки и бликовки: -плоская синтетическая или щетинная №12 для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна быть плоской полукруглой, как лопатка. Приобретая кисточки, проверяйте их по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как тычок для нанесения точек: семечек, росинок. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве тычка, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Карандаши необходимы для эскизирования (т, тм) и переноса рисунка на кальку, а затем на изделие, для нанесения опорных точек на бортах подноса для орнаментальной полосы (тм, м).
Оборудование.
Планшет - состоит из деревянного каркаса с прибитой сверху фанерой (размер).
Кнопки канцелярские - для закрепления ватмана на планшете.
Линейка - 25 см, 50 см.
Лезвие - для исправлений и доработок.
Примеры для работы - фотографии, книги. Они служат наглядным пособием, на которое следует опираться при выполнении росписи.
Наждачная бумага - №400, 500, 800, 1000. Применяется для шлифования, то есть снятие верхнего слоя лака до матового состояния.
Ластик - разрезанный по диагонали.
Ветошь (салфетка, тряпка). Используются для очищения кисти от краски, для снятия лишнего слоя краски с изделия. Лучше всего иметь не только салфетку, но и ватные палочки для аккуратного удаления небольшого количества краски в труднодоступных местах.
Калька - для перевода на неё карандашом рисунка и дальнейшего перевода на изделие.
Столярный скотч - для закрепления кальки. Растворитель - №646, Уайт-спирит.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить серое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Материалы.
Краски - основной материал для росписи. Масляная краска (для основной работы на планшете и изделии). Тюбики масляной краски продаются в наборе или по отдельности. Использовала краску масляную художественную «Мастер класс» Невская палитра, Санкт-Петербург.
Паста золотая используется для написания орнамента на изделии.
Эмаль по металлу (черного цвета) наносится на изделие, как защитный слой и цвет фона.
Бумага нужна для эскизов и проекта изделия. Работая карандашом, можно использовать бумагу любой плотности с гладкой поверхностью, желательно белого цвета. Для работы с масляными красками требуется бумага, покрытая лаком и отшлифованная наждачной бумагой. А1-для обтягивания планшета. (Акварельная бумага не подходит).
Предмет для росписи. Металлический поднос черного цвета, на котором осуществляется роспись, размеры: 45x36 см.
Лак синтетического происхождения.
Льняное масло - необходимо в работе с красками, для очищения кисти от краски.
2.2. Техника письма в Жостовской росписи
В Жостовской росписи существует несколько техник письма:
1. Плотное письмо.
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое. Начинается роспись с «замалевка», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней). В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа.
2. Сквозное письмо.
Мастер на поверхность перед росписью наносит светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
3. Смешанное письмо.
Это техника, в которой мастер умело соединяет прозрачность, глубину и блеск сквозного письма и долгие, упругие мазки плотного письма. Цветок сияет в глубине и в то же время сохраняет свою натуральность.
2.3. Композиция в Жостовской росписи
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Каждый поднос - это настоящее живописное панно. На этих своеобразных металлических полотнах расцветают причудливые букеты. Мастера стремятся выявить самые тонкие нюансы каждого элемента изображения. Жостовские цветы порой выглядят удивительно правдоподобными, но эта реалистичность находится в сплаве с очень тонкой стилизацией. В какой-то степени это идеализированные растения.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ибо все мастера работают творчески, никогда не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. Он пишет по воображению, а точнее, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников.
Самым распространенным видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффектно играющей на свету.
Искусно комбинируя крупные и мелкие цветы в ритмические, орнаментальные группы, старый мастер всякий раз добивался единственного в своем роде декоративного эффекта: ярко, лаконично написанных красных,
синих, розовых, желтых цветов и звонко-зеленых листьев, плотно, густо -бутон к бутону, листок к листу - заполняющих центральное поле подноса.
Розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно.
Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений.
Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного. Также есть цветочные композиции такие как: «венок» - цветы с листьями расположены по ободу подноса, а в середине остается пространство; «Ветка с угла» - цветы с листьями написаны по направлению от одного из углов к центру.
Во многих композициях явно чувствуется тенденция к более острому и непосредственному выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. В лучших жостовских работах цветы действительно имеют живую душу.
В подборе и трактовке букетов жостовские художники отталкивались преимущественно от изобразительной цветочной культуры центральной России. Мотивы садовых декоративных цветов были модными в дворянской, аристократической среде XVIII века. Жизнь русского усадебного барства не мыслилась без парка, без цветочных клумб, оранжерей, без обильного цветочного орнамента внутри помещений.
Кроме букетов на подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев.
Также для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей.
Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы.
Пейзажи, натюрморты, сюжеты и ландшафты на жостовских подносах завораживают зрителей, но мне пришлась по душе самая традиционная и
гармоничная композиция - цветочный букет. Фон изделия - классический черный. Четыре больших, пышных розы в центре подноса, вокруг множество цветов, листьев и бутонов, плавно уходящих в глубь изделия. Я считаю, ничто не может сравниться с великолепием цветов, написанных на подносе, как два столетия назад.
2.4. Технологическая карта выполнения росписи подносав стиле Жостово
Стадии Операции
1. Подготовка поверхности изделия под роспись
- Шлифование
- Выбор цвета фона: черный.
- Нанесение черного цвета фона
2. Перенос рисунка
- Промасливание кальки
- Точный перевод рисунка на кальку (при помощи острозаточенного карандаша)
- Уточнение деталей рисунка
- Перенос рисунка на изделия (при помощи сухого пигмента (зубной порошок))
3. Роспись изделия
- Замалевок
- Сушка
- Циклевание
- Прописка:
• Тенежка
• Прокладка
• Бликовка
• Чертежка
• Привязка
- Сушка
4. Уборка
- Орнамент
- Сушка
- Лакирование
5. Чистовая отделка
- Очистка и заправка изделия
- Лакирование (ПФ 283, без наплывов, 2 раза)
Сушка до полного высыхания
Шлифование по ровной матовой поверхности
2.5. Технологический процесс изготовления изделия
1. Подготовка поверхности изделия по роспись.
Для меня Жостовская роспись неразрывно связана с металлическими подносами, хотя первые цветы появились на изделиях из папье-маше. Поэтому я выбрала традиционный черный поднос, который приобрела на заводе Жостово.
Основной цвет фона я взяла черный, как и на оригинальном изделии художницы Агеевой. Затем я покрыла поднос лаком ПФ-283, чтобы избежать случайного удаления тонкого слоя эмали при шлифовании. Спустя сутки лак на подносе высох, и я отшлифовала его наждачной бумагой №800 с использованием льняного масла, для смягчения трения, до матового состояния.
2. Перенос рисунка.
На бумаге А3 я распечатала поднос Агеевой в соответствии с размерами моего экзаменационного изделия. Затем, промаслив кальку, я перевела рисунок на нее острозаточенным карандашом. Уточнила детали рисунка.
С обратной стороны кальки, нанесла зубной порошок белого цвета, этой стороной приложила к своему изделию и перевела композицию острозаточенным карандашом на поднос.
3.Роспись изделия.
Убираю с подноса излишки зубного порошка. Наношу замалевок большой беличьей кистью (основной цвет бутона или листочка с добавлением белил). Замалевок должен наноситься тонким, но плотным слоем.
Поднос с замалевком
Когда масляная краска высохла, я приступаю к следующей этапу -циклевание. С помощью лезвия снимаю лишний слой краски, пока замалевок не станет гладким и ровным по всей поверхности.
После широкими мазками наношу тенежку на цветы и листья, растушевываю. Важно помнить, что тенежка определяет колорит цветка. Тут же наношу прокладку, то есть основной цвет. Мазки не должны выходить за края замалевка, так же должны быть плотными, но тонким слоем, мягко переходить от основного цвета к тени. Каждый лепесток прописываем, даем ему движение.
На чуть подсохшую прокладку я наношу бликовку. Блик наносится более светлой краской. Каждый мазок должен быть чистым, так что кисть постоянно оправляется. Блик придает объем цветам и листьям.
Далее приступаю к чертежке колонковой кистью. Тонкие линии чертежки выразительно подчеркивают живопись цветов и убирают недостатки.
Следующий этап - это привязка. Она собирает весь букет цветов воедино. Привязку я выполняю тонкой колонковой кистью темно-зеленым цветом. Оставляю поднос сушиться.
4. Уборка.
На бортах подноса острозаточенным карандашом намечаю опорные точки. На палитре развожу золотую пасту с льняным маслом и тонкой колонковой кистью плавно черчу линии орнамента, соединяя опорные точки. Оставляю поднос до полного высыхания орнамента. Орнамент на бортах объединяет и собирает поднос в целом.
Поднос на стадии: уборка
5. Чистовая отделка изделия
На стадии шлифовки и грунтовки изделие не должно находиться на рабочем столе, работу на этих стадиях необходимо проводить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении. При шлифовке изделий образуются мелкие частички древесной и строительной пыли.
После изготовления изделия - начинается его необходимая стадия -лакирование. Для этого нужно также специально отведённое и оборудованное место, с хорошей циркуляцией воздуха. Место для сушки должно хорошо выветриваться, и изолироваться от посторонних, во избежание прилипания к лаку мелких частичек от одежды.
Процесс сушки долгий, поэтому необходимо создать условия безопасного хранения изделия.
Окончательная отделка расписанного изделия - лаковое покрытие позволяет защитить роспись по металлу от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы - олифа, лак, мастика - придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с
лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке - лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
Заключение
За два столетия существования Жостовский промысел пережил многое: кризис, застои производства, практически прекращение существование промысла. В начале Великой Отечественной войны артели на время прекратили производство подносов, так как села оказались в зоне боевых действий, но вскоре немногие оставшиеся художники возобновили работу, расписывая изделия из папье-маше, подносики из тонкой жести и детские ведерки из консервных банок. Необходимо было сохранить промысел, его возрождение, эксперименты и новаторство.
В 1920-е гг. интерес мастеров привлекают сюжетные и бытовые сцены, характерные для федоскинских лаковых миниатюр, но эти мотивы не получили развития. Тогда же создаются первые историко-романтические композиции.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. история ещё раз испытывает промысел на прочность. Многие мастера уходят, стараясь самостоятельно выжить и сохранить традиции. Происходит очередное возвращение к узнаваемым «жостовским» «букетам» и «гирляндам».
Последнее десятилетие жостовский промысел возрождается. Художники плодотворно работают, создавая вновь и вновь поэтические грезы человека о божественной красоте мира.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее