«Роспись комплекта декоративных тарелок в стиле Жостово "Нежное утро" по мотивам работы Б.Графова»

Номинация: Лучший дизайн изделия































Оценить:

Рейтинг: 3.99

Автор: Антонова Марианна Дмитриевна. Наставник: Анашкина Ольга Игоревна
1ое, 2ое и 3е место: II место
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс

Введение

«Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники».
М. Горький

Темой моего проекта является комплект декоративных тарелок, расписанных в стиле Жостово. Возможности росписи изделий в стиле Жостово привлекали и привлекают многих современных художников. И мне тоже захотелось высказаться, используя средства, которые предоставляет этот вид искусства.

Жостово - это русский народный промысел художественной росписи металлических подносов. В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. И сегодня в Жостово работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного мазка и исполнения растительного орнамента кистью от руки.

В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились жостовские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества Жостово - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла. Поэтому Жостово полюбилось как детям, так и взрослым. Жостово - это олицетворение России, символ русских художественных традиций; им восхищаются не только жители России, но и иностранцы.

Для своей работы я выбрала плотное письмо. Во-первых, потому что моя композиция на белом фоне выгоднее будет смотреться в технике плотного письма, а, во-вторых, потому что оно мне ближе по духу.

Актуальность выбранной темы в том, что интерес к Жостовской росписи никогда не исчезнет. Данная работа, на мой взгляд, стоит внимания не только человека, близкого к искусству, но и любого другого человека, которому, я надеюсь, захочется изучить и понять Жостовскую роспись после прочтения этой работы.

Новизна моей работы в отображении взаимосвязи керамической формы и русского народного промысла Жостово. Мне хотелось показать, что фарфоровая тарелка - не только столовый предмет, но и изделие, которое может нести в себе декоративно-прикладной характер.

В процессе росписи тарелок в основном я пользовалась книгой И. Богуславской «Искусство Жостова». С помощью иллюстраций к книге я смогла подобрать нужную композицию и орнамент своей работы.


Глава I Художественно-историческая глава

1.1.    История Жостовской росписи

Жостовская роспись - одна из самых известных росписей в России. Пожалуй, не найдется человека, который не держал в руках или не видел прекрасные и удивительно богатые по рисунку жостовские изделия. Подносы с яркими букетами цветов на блестящем черном фоне давно завоевали общенародное признание и любовь.

Жостовский, как и другие промыслы, формировался в русле художественной культуры центральной России XVIII-XIX вв. вместе с вышивкой бисером, росписью по фарфору подмосковных фабрик, ивановскими ситцами, павловскими платками, курскими коврами. В сознании мастеров отшлифовывались приобретённые навыки, совершенствовалось мастерство. И в традицию входило и оставалось лишь самое лучшее. Так постепенно складывался признанный облик художественного мастерства.

1.2.    Виды письма в Жостовской росписи

В росписи Жостово выделяют три типа письма: плотное, сквозное и смешанное. В плотном письме используются в качестве замалевка и росписи плотные масляные краски.

В сквозном письме в качестве замалевка используют приклеенную на лак поталь (золотую, серебряную), порошок (медный, золотой, серебряный).

В смешанном письме соединены элементы сквозного и смешанного письма.

1.3.    Творческие этапы

В последнее время Жостово стало очень актуальным. Жостовская роспись в наше время - это не просто история, это стильно и современно! Что же расписывается сейчас в стиле Жостово? Это бытовая техника, посуда (самовары), одежда и аксессуары (сумки, обувь), и даже машины.

Красиво расписанные и дорогие изделия в стиле Жостово продаются иностранцам, как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир.

Народный промысел Жостово нравится мне своей яркостью красок, жизнерадостностью. Живые цветы раскрываются на подносе, бутоны мягко склоняют головки. Над экзаменационной работой мне было работать интересно.

Для плодотворного труда в дальнейшем, в мои планы вошло, найти свое вдохновение, которое бы вело меня на протяжении всей своей работы над изделием. Еще не определившись, что именно я бы взяла под основу и какую композицию, я точно знала, что буду совмещать «традиции и современность».

Первый творческий порыв посетил меня, когда я отправилась с подругой в магазин, чтобы купить ей изделие под роспись, она уже ехала с целью и знала, что будет брать. Но мой взор еще не упал ни на одну интересную вещь, которая бы отвечала всем критериям моего мысленного представления. Как только мы собирались уходить, взгляд мой пал на огромное количество цветных керамических тарелок. Одни были изящны, другие невероятно красивых оттенков. Порыв энтузиазма подхватил меня и отнес к мыслям о Юсуповском фарфоре, с его невероятно очаровательными линиями и цветами.

С этой минуты я была уверена, что под основу возьму комплект фарфоровых тарелок.

Осталось выбрать композицию, которая изящно бы вписалась в данное изделие. За вдохновением я обратилась к ведущим мастерам Жостовкой фабрики. Мой выбор остановился на великолепных работах Бориса Графова, отличающихся нежными красками и пластичностью линий. Одна из его великолепных работ - «Подмосковное утро», ее то я и выбрала для своей работы, слегка модернизировав.

1.4. Последовательность выполнения художественно-графического проекта

Для оформления художественно-графического проекта изделия я взяла планшет(перед этим смазала его края клеем, чтобы после высыхания листа, я сняла кнопки по бокам, которые не должны быть видным), на него натянула бумагу( губкой смочила лист) и оставила высыхать на 2 часа (тем самым бумага на проекте разгладилась). После я натянула на проект лист кальки, чтобы на протяжение всей работы не запачкать проект. Затем я наметила место, где будет располагаться место объекта проектирования. Далее я начала разрабатывать эскиз.

С помощью книги И. Богуславской «Искусство Жостова» я подобрала и составила эскиз композиции к своей работе. Я перевела на кальку изображение росписи с эскизов и наметила изображение на проекте. Я пользовалась масляными красками, чтобы потренироваться перед тем, как буду делать свое изделие. Затем, наметила бордюрчики тарелок и залила их темперной краской. Сделав замалёвок, я покрыла обе нарисованные тарелки лаком пф-283, чтобы после не испачкать белый фон. После высыхания лака, я пошлифовала их и приступила к тенежке, прокладке и оживке (в основном делала беличьей кистью №3). Когда работа была высушена, я завершила ее чертежкой и припиской. Орнамент делала серебряной пастой с добавлением белого масла. Добавив объема тарелкам полупрозрачной акварелью, и дождавшись, пока все высохнет, я снова покрыла готовую работу лаком пф-283(используя кисть синтетику№16)

После этого я приступила к подписи проекта каллиграфическим шрифтом: разметила место, где будет находиться надпись, расчертила буквы и аккуратно обвела их черной гелевой ручкой. С помощью ластика стерла остатки карандаша.

II Технологическая глава

2.1 Оборудование, инструменты и материалы

В данном проекте использовались следующее оборудование, инструменты и материалы:

Оборудование:

Стол

Стул

Лампа (настольная)

Подручник

Инструмент ы: кисти:

Тип ворса Размер кисти Белочка

1, 2 (для орнамента)

2, 3(для росписи) Колонок 1

Синтетика (плоская) 16 (для покрытия лаком)

карандаши: H, HB, B7

ластик

наждачная бумага

Материалы:

калька

бумага формата А1

краски акварельные «Санкт- Петербург»

краски масляные - «Мастер класс»

2.2 Стадии технологического процесса выполнения изделия

Технологическая карта выполнения изделия в стиле Жостово

Стадия Операция

1.  Подготовка поверхности изделия под роспись

-Шлифование

-Выбор цвета фона (белый фон)

2. Перенос рисунка

-Промасливание кальки

-Точный перевод рисунка на кальку(при помощи острозаточенного карандаша)

-Уточнение деталей рисунка

-Перенос рисунка на изделие (при помощи сухого пигмента)

3. Роспись изделия

-Замалевок

-Сушка

-Циклевание

-Прописка

1)Тенежка

2)Прокладка

3)Бликовка

4)Чертежка

5)Привязка

-Сушка

4 Уборка

-Орнамент

-Сушка

-Лакирование

5 Чистовая отделка

-Очистка и заправка изделия -Лакирование(ПФ-283, без наплывов, 2 раза) -Сушка(до полного высыхания) -Шлифование (до ровной матовой поверхности) -Лакирование

1) Переводим с помощью кальки рисунок на изделие (карандашом «В2»).

2) Делаем подмалевок масляными красками («Индийская желтая», «Кармин», «Виридоновая зеленая», «Марганцевая голубая», «Кадмия средний желтый»), при помощи кисти (белка№3).На этом этапе делается белильная прокладка основных цветовых пятен.

3) После высыхания подмалевка, начинаем делать тенежку, не дожидаясь, пока она высохнет, наносим прокладку и через небольшой промежуток времени - оживку. Я использовала технику флейцевания.

4) Заканчиваем изделие чертежкой (я брала чистые белила), припиской и орнаментом (мне понадобилась серебряная паста и белая масляная краска с небольшим количеством желтой).

Изделие готово!

Заключение


Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приемы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.

Для своей работы я выбрала, на мой взгляд, оригинальное решение, совместив «традиции и современность», взяв под основу комплект керамических тарелок. Чтобы подчеркнуть хрупкость и круглую форму изделия, мне нужно было взять достаточно сдержанную гамму, которая отлично бы сочеталась с голубыми бордюрами. Меня вдохновила композиция Бориса Графова «Подмосковное утро», она подходила мне больше всего для моего идейного замысла. Осталось лишь немного изменить ее и вписать в круглую форму. Таким образом, композиция стала авторской. Заключающим штрихом стал орнамент, который добавил ажурность моим тарелкам.

Комплект декоративных тарелок получился таким, каким я его задумывала. Они отлично будут смотреть в интерьере дома, а так же могут служить показательным пособием для обучающихся.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее