Автор: Зиновьева Екатерина Леонидовна. Наставник: Никурашина Галина Сергеевна Город: Москва Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс
Промысел Федоскино известен более 2 веков и остается популярен во всем мире, изделия наших мастеров хранятся частных коллекциях и в коллекциях музеев мира. Сюжеты сказок всегда актуальны и популярны среди коллекционеров, так как русская культура богата и разнообразна своим эпосом и традициями. Каждый художник привносит в работу что-то новое и интересное, идет в ногу со временем, придумывает новые формы и эффектные декоративные оформления.
Творческий замысел
Моей работой является шкатулка выполненная в технике Федоскино, с применением декоративных материалов и авторской разработкой декоративного оформления корпуса в технике монотипия. Живопись на шкатулке выполнена в смешанной технике, есть письмо по плотному и по сквозному. В некоторые элементы подклеено сусальное золото. Творческий замысел состоит в том, чтобы традиционный сюжет выполнить в классической технике Федоскино и выполнить декор самого изделия, чтобы придать изделию современный вид и привнести что-то новое в классическую шкатулку.
Технология росписи шкатулки в стиле "Федоскино"
Купленное изделие (шкатулка) осматривается на наличие зазоров, трещин и неровностей.
1. Вынимаем шарнир из шкатулки
2. Эпоксидная смола или эпоксипол + струбцины. Для того, чтобы закрепить шарниры в корпусе шкатулки используем струбцины и эпоксипол. Заливаем эпоксипол между зазорами и закрепляем струбцинами, чтобы швы были тонкие и аккуратные. Для того,чтобы избежать дефекта шкатулки в дальнейшем при соприкосновении с водой. Просушка составляет (около суток)
3. Шлифовка. Первый этап подготовки поверхности для росписи. шлифование изделия выполняется мелкозернистой наждачной бумагой 800-1200мм. Шлифуем с водой во избежание крупных царапин. Шлифуем до матового состояния. Убираем остатки эпоксипола.
4. Делаем припорох изделие (серебрим). Предварительно, перед тем как серебрить изделие, шкатулку надо покрыть тонким слоем лака- ПФ 283 смешанного со скипидаром. Припорох делается наотлип (надо подождать 5-10 минут, прикасаясь к нему, палец должен слегка прилипать, а проводя по нему - должно быть все гладко) Припорох выполняется мягкой кистью (белка), постепенно по всей шкатулке. После изделие сушится (сутки - двое). Удаляются излишки порошка после просушки.
5. Покрывается лаком (с просушкой 1-2 суток). Затем изделие шлифуется, мелкозернистой наждачной бумагой 800-1200мм, до матового состояния. Шкатулка готова к росписи.
6. Делаем цветную основу на корпусе и по краю шкатулки. Для того, чтобы процесс прошел быстрее, необходимо смешать масляную краску с тройником (разбавитель). И аккуратными движениями подбить шкатулку. Далее необходимо расфлейцевать полученную основу (кистью - белка). Просушиваем (сутки-двое). Покрываем лаком (просушиваем сутки). Шлифуем наждачной бумагой.
7. Переносим рисунок натюрморта с кальки на шкатулку. При помощи кальки мы переводим нашу работу карандашом. На обратной стороне кальки мы обводим контур рисунка при помощи масляной краски (индиго или синий фц). Промасливаем шкатулку ( при помощи льняного масла), прикладываем кальку ( краской к шкатулке) и переводим натюрморт при помощи цировки. Снимаем кальку и на шкатулке остается аккуратный силуэт будущего сюжета.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Этап № 1 "Замалёвок"
Замолёвок делается плотными красками. В нём следует отобразить основные цвета и тени.
Частичная проработка деталей.
Замалевок делается плотным слоем, с дальнейшей флейцованием
Я использовала масляные краски фирмы "Невская палитра"
Замалевок сушится в теплом помещении около суток-трех.
После просушки изделие покрывается лаком, сушиться (сутки-двое) и шлифуется до матового состояния.
Этап № 2 "Подклеиваем сусальное золото"
Декоративный прием. Определенная часть покрывается лаком пф283 смешанным со скипидаром. Делается наотлип (надо подождать 5-10 минут, прикасаясь к нему, палец должен слегка прилипать, а проводя по нему -должно быть все гладко). После этого процесса мы берем листы сусального золота и осторожно прикладываем к назначенному месте, можно слегка придавать кистью или ватой. Ждем высыхания ( около 5 часов), после корректируем форму и убираем остатки при помощи ваты.
Этап № 3 "Перемалёвок"
На этом этапе необходимо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет. Проследить за тем, чтобы серебрянка не просвечивала сквозь краску. К перемалёвку надо отнестись достаточно щепетильно. Выровнять все форму (такие как: ваза, стол) Перемалёвок сушится в теплом помещении около суток-трех.
После просушки изделие покрывается лаком, сушиться (сутки-двое) и шлифуется до матового состояния.
Этап № 4 "Бликовка"
Последний слой - "бликовка".
Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали, тычинки, стебельки, узоры на вазе. На этом этапе подписываем свою работу. Так же можно провести этап лессировки - при помощи сквозных красок объединяем некоторые места ( небо, тени, храм). Бликовка сушится в теплом помещении около суток-трех. После просушки изделие покрывается лаком, сушиться (сутки-двое).
Этап № 5 "Декоративный прием" Имитация - монотипия. Делается на корпусе шкатулки и по краю крышки шкатулки. В два слоя. При помощи масляных красок и растворителя-тройника.
- в первом случае, при помощи скотча мы делаем параллельные полоски, чтобы в итоге получить вытянутые ромбики, и выполняем монотипию. Используя такие краски как : белила, оранжевая, краплак, кадмий красный.
После следует просушка (сутки-двое) и покрытие лаком (с просушкой). Далее шлифуем наждачной бумагой, до гладкого состояния.
-во втором случае, мы просто поверх первой имитации делаем вторую. При помощи таких красок как: умбра жженая, английская красная, тиоиндиго красно-коричневая. После монотипии, при помощи скипидара и палочки с ваткой убираем излишки имитации на ромбиках (прочищаем их).
После следует просушка (сутки-двое) Покрытие лаком (с просушкой сутки). Шлифуем наждачной бумагой до гладкого состояния.
Этап №7 "Чистовая отделка изделия"
1. На крышке изделия нужно сделать отводку золотой пастой при помощи рейсфедера. Сушиться (до 3-х суток).
2. После все изделие покрывается лаком (до 10 слоев). Каждый слой просушивается сутки-двое. Если в изделие попадает пыль, ее зашлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой.
3. Лакированное изделие шлифуется до матового состояния. При помощи воды с добавлением льняного масла, мелкозернистой наждачной бумагой № 1200-2000 ( во избежание царапин), до матового состояния. Шкатулка полируется до зеркального блеска при помощи краски окись хром или машинной полироли изделием из войлока, шерсти.
5. Изделие готово. Для презентабельного вида, изделие можно упаковать в подарочную коробку.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее