Чайник с росписью в стиле Жостово «Цветы»

Номинация: Лучший дизайн изделия



















Оценить:

Рейтинг: 3.98

Автор: Курачёва Валерия Геннадиевна. Наставник: Никурашина Галина Сергеевна
Город: Москва
Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс

Технологический процесс росписи чайника в стиле Жостово

Желательно иметь перед собой собранный материал по данной росписи. Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию орнаментом с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего орнамента.

Масляные краски в тюбиках "Мастер-класс" (Невская палитра) состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или масло грецких орехов. Современные пигменты ярче, устойчивее и разнообразнее пигментов, использовавшихся старыми мастерами. Они также менее токсичны. Для производства масляных красок наиболее популярно льняное масло. Качественное льняное

масло имеет золотистый цвет и почти не имеет запаха. Льняное масло желтеет без света. Поэтому работа, долго пролежавшая в темном месте, обязательно пожелтеет. Если выставить пожелтевшую работу на пару недель на солнце, она вернет свой изначальный цвет. Рафинированное льняное масло устойчивее к пожелтению, но более хрупко. Некоторые пигменты боятся солнца, поэтому работу не следует держать на ярком свету слишком долго.

Перед началом работы пришлось пошлифовать изделие, так как изначально на производстве оно было покрыто эмалью. Поверхность изделия была ровной и гладкой.

Шлифовка. Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность изделия вдоль. Затем, снимаем, с поверхности пыль промывая его под струей теплой воды, далее вытираем изделие тряпкой.

После этого весь чайник был покрыт акриловой бордовой краской из баллончика. Что бы краска хорошо прокрыла поверхность, её пришлось наносить в несколько слоёв с просушкой. После того как чайник с цветом фона высох, поверхность была зашлифована мелкозернистой наждачной бумагой с водой.

Параллельно со всей вышеописанной работой велось эскизирование вариантов возможных цветовых решений и орнаментов для чайника. Создав эскизы, они были утверждены, композиция была перенесена в масштаб и раскрыта в цветовом решении. Выбранной композиционной схемой стала центральная, симметричная композиция из цветов. Силуэты садовых цветов, были переведены на кальку, а затем на изделие. По окончании перевода, все детали были уточнены на готовом к росписи изделии.

Далее я сделала золочение с помощью медной потали. Золочение это - нанесение на обрабатываемую поверхность листов медного, сусального золота или сусального серебра. Вместо золота часто используют его имитацию - поталь. Масляное золочение — наиболее простой по технике выполнения и наиболее распространенный способ позолотных работ. Масляным этот способ золочения называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный (лак ПФ283). Иногда такой метод называют еще золочением «на отлип», так как лист кладется тогда, когда лакированная поверхность сохраняет еще клеящие способности. Состав лака под позолоту может — быть различным и зависит от условий, — в которых будет находиться позолоченный предмет или поверхность, т. е. будет ли он подвергаться атмосферным влияниям или нет. Масляное золочение может быть произведено по любой поверхности: по дереву, по гипсу и по металлу, и выдерживает любые условия, вплоть до суровых атмосферных.

1)   Наносим кистью на поверхность изделия где будет поталь тонкий слой лака ПФ283.

2)   Далее аккуратно отрезаем лист золота с помощью лезвия.

3)   Зацепляем отрезанный кусочек потали и осторожно клеем его на поверхность прокрытого слоем лака изделия.

4)   Ровно разглаживаем этот кусочек потали с помощью другой кисти (желательно для этого процесса взять круглую белку)

5)   Таким образом клеем носик, ручку и крышечку чайника.

6)   После полной проклейки нужно оставить сохнуть изделие на сутки.

7)   На следующий день нудно проверить высох ли лак под кусочками потали, если да то аккуратно снимаем лишнюю поталь с помощью ватки.

8)   После того как я сняла лишни крошки потали, нужно покрыть лаком эту поверхность для защиты, что бы не появились царапины. И дать слою лака хорошенько просохнуть.

Следующим этапом стала роспись чайника. Её началом послужили цветные, разбелённые замалёвки основных цветов встречающихся в эскизах. Как только замалёвки на подносе просохли, нужно было отциклевать поднос при помощи лезвия (снимаются все неровности, пылинки и поверхность выравнивается, становится более чистой, аккуратной).

После проделанной работы можно приступать ко второму этапу росписи. Сначала - тенёжка, затем - прокладка и бликовка. Затем настал черёд привязок, лёгкой колировки росписи лессировочными красками, тенёжки под букетами и чертёжки.

Далее на чайник был переведен заранее составленный для него цветочный орнамент, обыгрывающий форму и композицию с садовыми цветами. Орнамент выполнен золотой пастой с льняным маслом, на носике, по краю чайничка и крышки. Точечки в нутрии каждого цветка выполнены масляными титановыми белилами. Даем орнаменту высохнуть в течение 24 часов.

Готовое просушенное изделие мы обязательно покрываем лаком. Когда изделие высыхает, его еще раз шлифуют, для более гладкой поверхности. Такой процесс проделывается 3 раза. Лак предохраняет роспись от пыли и влаги. Использовать надо только бесцветный лак.

Творческий замысел

Обычно в жостовской росписи выполняют подносы, мне же захотелось сделать что-то более актуальное и интересное, поэтому мой выбор пал на чайник. Работа актуальна и интересна, так как отражает богатую русскую культуру и богатство декоративно прикладного искусства России. В последнее время в России возобновился интерес к ДПИ и многие изделия стали украшаться росписью. Страны Европы охотно и с большим удовольствием покупают в свои коллекции работы с жостовской росписью, они всегда уникальны, интересны и согреты теплотой русой души. Казалось бы обычный чайник, но вот его расписали и он стал частичкой русской культуры и интересным творческим объектом, классическая роспись на непривычном изделии расширяет рамки жостовской росписи и делает ее актуальной и современной в наши дни.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее