Автор: Голубенко Анастасия Геннадьевна. Наставник: Даньшина Светлана Николаевна Город: Москва Место учебы: ГБОУ СПО 1-ый Московский образовательный комплекс
Творческий замысел. Композиция
Моей авторской работой является шкатулка, выполненная в стиле лаковой миниатюры Федоскино по мотивам работы Н. Леоновой «Встреча». Она предназначена как для хранения украшений, так и для украшения интерьера.
Роспись выполнена в традиционной для Федоскино технике смешанного письма, сочетающей письмо по-плотному и по-сквозному, когда металлический грунт, являющийся основой под живопись, просвечивает сквозь прозрачные лессировочные краски. Неповторимую красоту и декоративность шкатулке придают инкрустация перламутром, использование сусального золота и металлических порошков.
Дизайн декоративного оформления был разработан и выполнен мной в традиционной для Федоскино технике «скань».
Технологическая карта Технология изготовления шкатулок из папье-маше
Процесс изготовления лаковых изделий из папье-маше очень сложен и трудоемок, требует множества операций. Папье-маше, что в переводе с французского означает «жеваная бумага», - оригинальный материал, не уступающий по свойствам дереву. Он прочный, легкий, податливый в обработке, легко пилится и шлифуется. Грунты и лаки, нанесенные на него, держатся очень прочно. Изготавливается папье-маше из картона. Первая стадия обработки называется «навивкой»: картонные полосы, смазанные мучным клейстером, наматывают на специальные болванки-формы и помещают в пресс. Спустя несколько минут полученную заготовку снимают с формы и тщательно просушивают при комнатной температуре около месяца. Для изготовления донышек и крышек из листов картона склеивают пластины. Далее материал погружают на пропитку в котел с льняным маслом, после чего вновь просушивают, но уже в специальной печи. В результате обработки папье-маше приобретает прочность. Из этого материала и делают шкатулки.
Сначала мастера-опиловщики приклеивают дно и крышку, затем придают заготовке нужную форму, вставляют шарнир (петли, на которых держится
крышка). После опиловки изделие несколько раз грунтуют, и покрывают многократно черным и светлым лаком, каждый раз просушивая в печи. Далее изделие окрашивают, как правило, снаружи черной, а внутри красной краской, покрывают прозрачным лаком в несколько слоев. После каждого покрытия изделие сушат при температуре 70 градусов.
Затем заготовка (полуфабрикат) поступает к художнику для росписи.
Перед началом работы я зашлифовала поверхность шкатулки- она должна быть ровной и гладкой.
На поверхности крышки шкатулки с помощью кальки я разметила область, куда будет врезаться перламутр.
С помощью скальпеля я вырезала углубление, в которое вклеила перламутр, используя клей «поксипол». Для лучшей фиксации перламутр закрепляется малярной клейкой лентой.
После того, как клей высох, изделие снова шлифуется.
Затем я сделала грунт: покрыла поверхность крышки тонким слоем лака и нанесла алюминиевый порошок.
Изделие сушится и покрывается лаком.
С помощью кальки и краски рисунок переносится на крышку шкатулки.
После этого я приступила к первому этапу росписи - замалёвку.
2.Замалёвок.
На этапе замалёвка раскладываются основные цвета, соблюдая рисунок и тональные отношения. Красочный слой сушится, покрывается лаком и шлифуется.
После этого я приступила ко второму этапу росписи - перемалёвку.
3. Перемалёвок.
На этапе перемалёвка прорабатываются детали, цветовые нюансы, с помощью лессировок углубляются тени. Красочный слой сушится, покрывается лаком и шлифуется.
Перед тем, как приступить к росписи, мне по творческому замыслу необходимо было подклеить сусальное золото.
4. Подклейка сусального золота.
Я нанесла тонкий слой лака там, где было необходимо, и когда он слегка подсох, аккуратно приложила кусочки листового золота. Мягкой кисточкой смахиваем излишки золота с поверхности и сушим до полного высыхания лака.
После этого я приступила к третьему этапу росписи - бликовке.
5. Бликовка
На этапе бликовки уточняются мелкие детали, расставляются акценты и блики, при необходимости углубляются тени, ставится подпись. Красочный слой сушится, покрывается лаком и шлифуется.
6. Декоративное оформление работы.
Выполнение скани.
С помощью пуансонов с разными узорчатыми насечками я выбила детали из металлической фольги для выкладки орнамента на крышке и корпусе шкатулки.
Затем на сырой лак я наклеила детали в соответствии с разработанным мной ранее орнаментальным рисунком.
С помощью фольги я плотно прижала (прокатала) скань, чтобы при покрытии лаком орнамент лежал ровно и уголки фигурных деталей плотно прилегали к поверхности шкатулки.
7. Чистовая отделка.
Для сохранения живописи и придания изделию товарного вида я покрыла шкатулку лаком (7-10 раз), просушивая между слоями и чередуя с шлифованием.
В завершении я отполировала работу с помощью автополироли.
История русской лаковой миниатюры насчитывает более двух веков. Сейчас лаковые изделия также популярны и пользуются спросом не только в России, но и зарубежом. Соблюдая традиции росписи, художники разрабатывают новые формы, современный дизайн изделий и декоративного оформления.
В представленной работе я постаралась соединить традиционный сюжет росписи и авторский дизайн оформления шкатулки, что делает её актуальной и современной. Надеюсь, моя работа вызовет интерес и привлечет внимание к важной и назревшей проблеме сохранения и изучения народного искусства.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее