Катастрофа в Керченском проливе может повториться
Кораблекрушение в Керченском проливе грозит жизни обитателей моря и прибрежной зоны.
Разлом танкера «Волганефть-139», произошедший 11 ноября в Керченском проливе, привел к локальной экологической катастрофе. В акваторию Черного моря вылилось по разным оценкам от 1,3 до 4 тысяч тонн мазута, что уже привело к гибели птиц и грозит благополучию придонного сообщества и рыбы. Как сообщил на состоявшейся в РИА-Новости пресс-конференции вице-президент национального геокриологического общества Сергей Голубчиков, по побережью Таманского полуострова пролегают кочевые пути лебедей и других перелетных птиц, кроме того, там постоянно обитают чайковые птицы. По оценке экологов, уже порядка 30 тысяч пернатых пострадали от разлившегося мазута. Бушующий шторм не позволил оперативно приступить к устранению последствий разлива мазута, находившегося в танкере. По мере его оседания на дно начнется гибель рыбы и придонного сообщества. По мнению Сергея Голубчикова возможно и токсическое поражение дельфинов – либо непосредственно через воду, либо через рыбу.
Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Александр Минин отметил, что полный ущерб, который может быть нанесен рыбе Азовского и Черного моря, пока оценить очень сложно. Об этом можно будет говорить после первых выловов. Он подчеркнул, что нефтепродукты сохраняются в воде не более 6 месяцев – они разлагаются, частично растворяются, прилипают к растениям и животным. По его оценке, предположительные сроки работ по очистке воды – не более года, очистка же берегов может затянуться на несколько лет. При этом возможно загрязнение десятков километров прибрежной зоны.
По мнению представителя WWF России (Фонд дикой природы) Алексея Книжникова, нынешнее крушение «является системной ошибкой», поскольку в зоне Керченского пролива происходит перегрузка судов речного класса на морские. Большинство речных судов при этом не способны выдерживать такие штормы, а морские не могут проходить по рекам – Дону и Волге – из-за большой осадки. Кроме того, в регионе отсутствует налаженная система ликвидации разливов нефти. Как считают в WWF России, зона Керченского пролива должна быть объявлена особо чувствительным морским регионом, что обяжет государство совершенствовать безопасность судоходства и грузовых перевозок в регионе.
Сергей Голубчиков отметил, что глобальное потепление сопровождается увеличением частоты и силы стихийных бедствий. Поэтому число катастроф, подобных нынешней, будет расти, и проблемами экологии следует заниматься не только, когда случается несчастье, а постоянно.