№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Китовые страсти

Сахалинские серые киты могут исчезнуть в любой момент. Одновременно становится реальной угроза благополучию и других видов китов по всему миру.

Несмотря на то, что с 1986 года Международная китобойная комиссия (МКК) ввела запрет на коммерческий китовый промысел, угроза благополучию и даже существованию отдельных видов китов остается вполне реальной.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Охотско-корейская популяция серых китов в западной части Тихого океана насчитывает всего около 100 особей. В летне-осенний период они отправляются к прибрежному участку Охотского моря у берегов северо-восточного Сахалина, где интенсивно питаются перед зимовкой. Однако, начиная с 1999 года, часть китов обнаруживают признаки истощения, что, по мнению ученых, связано с физиологическим стрессом из-за антропогенного воздействия. Животные испытывают беспокойство в регионе летнего откорма, на зимовках и в пути – во время миграции. В последние годы особую опасность для китов представляют нефтегазовые промыслы: шум от сейсмической разведки, вертолетов и платформ, частое движение судов, возможные разливы нефти. Сейчас у специалистов Фонда дикой природы (WWF) вызывает беспокойство запланированное сооружение подводного нефтепровода через Пильтунский залив (проект «Сахалин-1»), на мелководье которого формируются сообщества донных видов (бентос) – главный корм серых китов, которые в июне приплывают к Пильтунской косе.

Отметим, что в настоящее время серый кит встречается только в Тихом океане. В Атлантике они были истреблены еще к концу 18 века. Сейчас, благодаря законодательной защите китов, в северо-восточной части Тихого океана их насчитывается около 21 тысячи. А вот западно-тихоокеанская часть популяции серых китов никогда не была столь многочисленной, а появление американских китобойных судов в Охотском море в конце 19 века привело к ее почти полному исчезновению. Однако в начале 1970–х годов ученые неожиданно обнаружили серых китов в сахалинских водах.

На сегодняшний день коммерческим китовым промыслом в мире занимаются только Исландия и Норвегия. США, Россия, Канада, Дания и некоторые страны Карибского бассейна ведут только аборигенный промысел, и Япония – научный. По мнению экологов, Япония для научных исследований убивает слишком много китов – более всего малого полосатика. По данным Гринпис, за 18 лет японские китобойные суда истребили 7 тысяч китов, и теперь требуют увеличения квоты до 1000 особей в год. На «китовые» исследования эта страна тратит 2 млн. долларов США. Как сообщила во время пресс-конференции в РИА-Новости старший научный сотрудник Института океанологии РАН Ольга Кириллова, «грандиозные научные исследования китообразных» были проведены еще в период китобойного коммерческого промысла. Россия не ведет исследования, которые требуют забоя китов. Да и вообще наши исследования китообразных сегодня весьма скудны. «Мы ведем попутные исследования с туристическими рейсами», - сказала Ольга Кириллова. В основном – в антарктическом секторе Атлантики. Всего, по ее данным, в Антарктике сейчас ходят около 40 туристических судов. За 15 лет экологического туризма киты привыкли к людям и не боятся их, поэтому, по мнению ученых, обсуждаемое ныне в МКК возможное восстановление коммерческого промысла, обернется настоящим их истреблением.

Аборигенным промыслом в России традиционно занимаются поморы, эскимосы и чукчи. Как пояснил комиссионер МКК от России Валентин Ильяшенко, эти народы – мясожироеды. Изъятие из их рациона китового мяса, «перевод» на европейскую диету приводит к уменьшению продолжительности жизни и росту заболеваемости. В. Ильяшенко сообщил, что российская квота аборигенного промысла составляет 620 серых китов на 5 лет, но не более 135 животных в год. Но и эту квоту мы не выбираем.

Что же касается защиты «сахалинской» популяции этого вида китов, то ученые выступают за создание особо охраняемой природной территории для защиты ключевых мест обитания серых китов у берегов Сахалина. Кроме того, специалисты Фонда дикой природы предлагают не прокладывать нефтепровод через Пильтунский залив и разработать обходной маршрут. Но ответа от оператора проекта Эксон Нефтегаз Лимитед пока нет.

На Фото горбатый кит около п-ова Самана в Атлантическом океане (автор Владимир Хорт)

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее