Систему ГЛОНАСС подгонят под GPS и GALILEO
Модернизация спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС сделает ее конкурентоспособной и доступной для простых граждан.
Успешная реализация федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» «позволит России сохранить свой суверенитет в области навигации, сделать систему ГЛОНАСС конкурентоспособной по отношению к американской системе GPS и европейской GALILEO, создать действительно нужную потребителям, как в России, так и за рубежом, систему». Об этом сказал заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко в своем обращении к участникам Международного форума по спутниковой навигации 2008 (Москва, 7-8 апреля).
Напомним, что федеральная целевая программа развития глобальной навигационной системы (до 2011 года) была утверждена в августе 2001 года и скорректирована в 2006 и 2008 годах. Система ГЛОНАСС включает орбитальную спутниковую группировку из 30 космических аппаратов (КА), наземный комплекс управления, ракетно-космический комплекс (выведение КА на орбиту), комплекс средств функциональных дополнений. Предусмотренная модернизация системы должна в конечном итоге привести к паритету системы по выходным характеристикам с американской GPS и европейской Galileo. В противном случае, как считает первый заместитель генерального конструктора ОАО «Информационные спутниковые системы» Виктор Косенко, ГЛОНАСС не будет конкурентоспособным на мировом рынке навигационных услуг.
Сейчас на орбите 16 КА системы ГЛОНАСС, в 2009 году их станет 18, в 2010 – 25 и в 2011-2012 – 30. Годом позже планируется запустить еще два дополнительных спутника. В числе задач по развитию системы – повышение точности и доступности создаваемого навигационного поля. Для этого предполагается увеличение точности и надежности бортовых приборов спутников и наземного комплекса, модернизация навигационных сигналов, увеличение пропускной способности каналов передачи данных в наземный комплекс управления и пр.
Юрий Урличич, генеральный директор ФГУП «РНИИ КП», генеральный конструктор системы ГЛОНАСС подчеркнул, что модернизация навигационных сигналов – одно из основных направлений развития системы, поскольку их количество и типы определяют качество услуг, предоставляемых потребителям. Отметим, что сейчас точность навигационного определения (среднеквадратичная погрешность) по системе ГЛОНАСС составляет примерно 20 м. Для сравнения точность определений GPS – 1,7 м.
Необходимость использования всех существующих и создаваемых спутниковых навигационных систем в потребительской аппаратуре требует обеспечения их совместимости, т.е. взаимодополняемости всех глобальных и региональных спутниковых навигационных систем. Речь идет об использовании общих стандартов гражданских навигационных сигналов, систем координат и шкал времени. Это значительно упростит аппаратуру потребителя, снизит ее стоимость, массу, габариты, энергопотребление, технологии обработки информации. Таким образом, будет создана Международная глобальная навигационная система, состоящая из отдельных, независимо управляемых, национальных спутниковых навигационных систем, которые будут работать по согласованным международным стандартам (в области предоставления гражданских услуг).
Марк Круз, полковник ВВС США рассказал, что в числе основных направлений модернизации системы GPS – развитие космического сегмента, модернизация контрольно-управляющей системы и навигационного сигнала. В частности, в 2009 предполагается ввести новый гражданский сигнал, и к 2015 году повысить точность навигационного определения до 0,25м.
Исполнительный директор Европейского комитета по ГНСС Педро Педрейра сообщил, что система GALILEO будет полностью совместима с GPS. Второй спутник GALILEO (из предполагаемых 30) будет запущен в конце апреля 2008 года и еще четыре – до 2010 года. Полное развертывание системы предполагается к 2013 году. При этом предусмотрена модернизация наземного комплекса ныне действующей региональной навигационной системы EGNOS – предшественницы GALILEO, и разработка новой системы модуляции сигнала. Одной из проблем развития глобальной спутниковой навигационной системы Педро Педрейра назвал подготовку спроса (рынка) на навигационные услуги.
Между тем, по данным директора ОАО РИРВ Сергея Писарева, к 2015 году объем рынка продукции спутниковой навигации составит в Северной Америке примерно 38 млрд. евро, в Европе – 22 млрд. евро, в Центральной Азии – 20 млрд, России и странах СНГ – 3-4 млрд. евро. При этом структура российского рынка навигационной аппаратуры, по его данным, будет такова: 73% - ОЕМ-продукты (original equipment manufacturer- продукты), 17% - личный и коммерческий транспорт, 7% - государственный сектор, 3% - отдых и развлечения.
Директор представительства в России и СНГ компании NAVTEQ Павел Козлов уточнил, что по прогнозам, к 2014 году мировой рынок сотовых телефонов с навигационной системой составит около 15 млн. штук. По его мнению, наиболее быстро развивающийся сегмент рынка навигационных услуг – автотранспорт. В России его рост пока ограничивается отсутствием цифровых атласов дорог для многих регионов. Компания NAVTEQ за три года разработала атласы основных дорог европейской части России (пяти федеральных округов), всех дорог некоторых крупных городов и городов юга России (Сочи, Краснодара, Новороссийска, Майкопа). К концу 2008 года компания рассчитывает закончить построение электронных дорожных атласов всех миллионных городов России.
На сегодняшний день, по данным Павла Козлова, 99% навигационных устройств на российском рынке базируются на системе GPS. Юрий Урличич отметил, что наша пробная партия приемников навигационных сигналов (около 20 тысяч штук) базируется на двух системах GPS-ГЛОНАСС, что в будущем, при снижении их цены, даст им конкурентное преимущество перед приемниками GPS. Выпуск двухсистемных дешевых приемников в Китае, по мнению Урличича, сыграет положительную роль в расширении рынка навигационных услуг с использованием системы ГЛОНАСС.
Напомним, что идея создания спутниковой навигационной системы родилась в 1957 году в процессе полета первого искусственного спутника Земли. В 1995 году от имени Правительства РФ было сделано официальное заявление о предоставлении сигналов системы ГЛОНАСС для повсеместного использования на безвозмездной основе. Однако вскоре после этого система практически не поддерживалась, орбитальная группировка по естественным причинам сокращалась, и к 2001 году состояла только из 6 спутников. Наземный комплекс также практически вышел из строя. После чего была принята Федеральная программа по развитию навигационной системы 2001-2011 гг.