Грызунов научили работать граблями

Японским ученым удалось научить грызунов использовать орудия для добывания пищи. До сих пор считалось, что к этому способны лишь приматы и некоторые птицы.

Биологи из лаборатории биолингвистики государственного исследовательского института мозга RIKEN (Саитама, Япония) работали с грызунами дергунчиками (Octodon degus). Эти симпатичные зверьки обитают в Чили, у них коротенькие хвостики, сами они немного мельче крысы. Оказалось, что дергунчики отличаются удивительной сообразительностью.

Пять взрослых дергунчиков (четырех самцов и одну самку) в течение 60 дней обучали подтягивать к себе миниатюрные «грабли», удерживать их передними лапами и подгребать с их помощью кусочки пищи – подсолнечные семечки. Обучение происходило в камере, где пища была отделена от зверька барьером, и ее невозможно было достать иным способом, кроме как манипулируя «граблями». Расстояние от орудий до пищи сначала было небольшим, затем постепенно увеличивалось. В конце обучения «грабли» располагались довольно далеко от пищи, так что грызуну надо было двигать их по определенной траектории, чтобы потом подгрести семечки. В конце эксперимента они справлялись с этим достаточно хорошо, двигая «грабли» по оптимальной траектории.

Затем уже обученным дергунчикам устроили проверку полученных трудовых навыков. Им предложили на выбор знакомые «грабли» и другие орудия, которые не имели лопастей и, следовательно, не подходили для подгребания пищи. В большинстве случаев грызуны без колебаний выбрали «грабли». Причем их не удалось обмануть сходством орудий по размеру и цвету. Таким образом, грызуны обнаружили понимание того, какие физические свойства орудий необходимы для достижения цели.

«Мы впервые показали, что грызуны способны к использованию орудий, если их этому научить, - сказал руководитель проекта Kaзуо Оканоя – использование орудий считается очень высокоорганизованной деятельностью, но возможно, ее могут освоить гораздо больше позвоночных животных, чем считалось ранее, вероятно, за исключением рыб».

Авторы работы считают, что работать на грызунах по многим причинам удобнее и проще, чем на обезьянах – традиционном объекте такого рода исследований. На следующем этапе они рассчитывают посмотреть, какие изменения происходят в мозгу грызунов, научившихся использовать орудия.