Черные дыры можно «выбить» из центра галактик

Гигантская черная дыра покинула центр галактики, где она находилась на протяжении сотен миллионов лет.

Это удивительное космическое явление астрономы наблюдали впервые, а произошло оно в результате столкновения и слияния двух крупных галактик.

Немецкие физики из Института физики им. Макса Планка утверждают, что когда происходит слияние двух галактик, сверхмассивные дыры в их центрах также должны поглощать друг друга. Однако есть также теория, согласно которой, энергия, образующаяся в результате столкновения галактик, способна буквально выбить черную дыру с "насиженного" места и вообще из галактики. Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, ссылаясь на www.cybersecurity.ru, именно это и удалось впервые в истории зафиксировать на практике.

"Мы наблюдали черные дыры в двух галактиках еще до столкновения, к сожалению, самого момента столкновения нам увидеть не удалось", - рассказывает Стефани Комосса, астроном из Университета Макса Планка.

Немецким астрономам все-таки удалось восстановить последовательность слияния галактик, в результате которого черная дыра, масса которой в 100 млн. раз превосходит массу Солнца, покинула "домашнюю" галактику. Наблюдения и расчеты показывают, что в центре многих галактик находятся сверхмассивные черные дыры. При слиянии галактик черные дыры будут взаимодействовать друг с другом, – поясняют астрономы. При этом совершенно необязательно слияние черных дыр, являющихся центром тяжести галактик. Они могут занять орбитальные позиции и вращаться вокруг друг друга, подобно бинарным систем звезд.

Однако когда черные дыры находятся в непосредственной близости друг от друга, то между ними образуется колоссальное гравитационное поле, которое, по непонятной пока причине, в ряде случаев становится однонаправленным и, соответственно, выталкивает одну из черных дыр. "На практике все происходит довольно драматично и быстро. Одна из дыр получает гравитационный удар, похожий на отдачу от выстрела из ружья. Притяжение, оказываемое самой галактикой на черную дыру, уже не способно удержать ее. В итоге мы наблюдаем парадокс – во Вселенной есть сверхмассивные черные дыры, которые не окружены галактиками или галактическими кластерами", – говорит Стефани Комосса.

Удар, который получает одна из дыр, позволяет ей разогнаться до скорости движения в 2 650 км/сек.

На рис. - столкновение двух спиральных галактик с черными дырами в их центрах.