Гематологи пишут протоколы
Для внедрения в широкую лечебную практику новейших достижений науки российские гематологи засели за протоколы.
Недавно разработанные препараты нового поколения для лечения гематологических онкологических заболеваний позволяют достигать результатов, ранее невозможных. Об этом корреспонденту «Науки и жизни» рассказал старший научный сотрудник Гематологического научного центра РАМН Евгений Никитин во время экспертного совета по гематологии, собравшего ведущих гематологов страны.
Речь идет о двух новых классах препаратов – аналогах пуринов (цитостатики нового поколения) и моноклональных антителах, радикально изменивших терапию самого распространенного вида рака крови – хронического лимфолейкоза. Заболевание характеризуется повышенным уровнем незрелых лимфоцитов, что ведет к снижению иммунитета. При этом поражается периферическая кровь, костный мозг, селезенка и печень, человек становится беззащитным перед инфекциями, от которых часто и погибает. Ежегодно в нашей стране болезнь поражает порядка 5 тысяч человек, средний срок выживаемости – 8 лет, но порядка 10% больных погибают в течение года. Именно для этой группы препараты нового поколения являются единственным спасением.
Моноклональные антитела – особые белки, которые связываются с антигенами, находящимися на поверхности опухолевых клеток. В результате этого связывания опухолевые клетки погибают. Белок-антиген (CD52), который является мишенью для моноклонального антитела, имеется на поверхности всех Т и В лимфоцитов Антитело алемтузумаб (анти-CD52), используемое в инновационном препарате, связываясь с антигеном CD52, вызывает снижение уровня лимфоцитов в крови. При этом опухолевые клетки уничтожаются не только в крови, но и в костном мозге, в том числе так называемые остаточные клетки, провоцирующие рецидивы болезни после проведения курсов химиотерапии. Однако, как поясняют разработчики, поскольку белок-антиген CD52 не представлен на стволовых клетках, они не погибают, и после проведения терапии восстанавливается нормальная популяция клеток крови.
«Преимущество таких препаратов – избирательное действие, они не затрагивают другие виды клеток и не вызывают осложнений со стороны сердца, желудочно-кишечного тракта, типичных для цитостатиков. Моноклональное антитело работает в случаях, когда другие методы лечения неэффективны», - говорит Евгений Никитин.
Опыт применения новых классов препаратов в ведущих институтах и отельных клиниках страны показал, что они вызывают стойкую ремиссию болезни (отсутствие каких-либо ее проявлений) у 70-80% больных на длительные сроки – до 3,5 лет. Для сравнения – с помощью препаратов предыдущего поколения, применяющихся уже на протяжении почти 50 лет, ремиссии удавалось добиться лишь у 5-10% больных. Однако прорывная терапия не доступна подавляющему большинству пациентов в России как из-за недостаточного объема закупок государством, так и из-за дороговизны препаратов (недельный курс терапии стоит примерно 2000 евро).
Ведущие гематологи страны видят выход в разработке и принятии государственных стандартов и протоколов федерального уровня ведения больных хроническим лимфолейкозом, также как и его диагностики. Речь идет не только о введении в протокол препаратов нового поколения, но, например, и о дорогостоящем цитогенетическом исследовании больного, позволяющем проводить более точную диагностику данного заболевания.
«Проблема протоколов ведения больных касается не только онкологии. Например, до сих пор нет протокола по туберкулезу. Но с 1 января 2009 года методические рекомендации (которыми руководствуются сейчас врачи – ред.) не будут иметь юридической силы для финансового обоснования лекарственных средств», - сказал Евгений Никитин.
Отметим, что смертность от онкологических заболеваний в России стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний. За последние десять лет онко-заболеваемость в нашей стране выросла на 25%.