№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Даёшь металлургов и физиков!

Российские вузы перепроизводят гуманитариев и экономистов. Зато в стране не хватает геодезистов, химиков, архитекторов, специалистов по информационной безопасности, морской и ракетной технике.

Об этом рассказал на заседании Общественного совета при Минобрнауки России ректор Государственного университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Он сообщил, что по данным исследований в настоящее время более половины российских семей считают, что их ребенок должен получить высшее образование. Причем более трети семей считают, что лучше иметь любое высшее образование, чем хорошее среднее.

Сегодня в России на 10 тысяч человек населения 620 студентов , что на 20% больше, чем у США и Финляндии. Всего в стране 7,5 млн. студентов, которые обучаются в 3 тысячах вузах. То есть, «масштаб» университета в России мелковат – 2,5 тысячи студентов, что на порядок меньше, чем в развитых странах.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Между тем, как сообщил Кузьминов, около 50% студентов уделяют мало внимания «профессиональной» составляющей учебной программы и столько же по окончании вуза идут работать не по специальности. Исследования показали, что большая часть студентов имитирует обучение. Так, почти половина используют рефераты, эссе и курсовые работы, скачанные из Интернета: на первом курсе – 47,2%, на втором – 48,8, на третьем – 50,9, на четвертом – 51,7. Решением этой проблемы, как считает Ярослав Кузьминов, могло бы стать широкое внедрение компьютерной системы «антиплагиат», которая, например, уже используется в ВШЭ. Система помогает выявить блоки совпадений в работах студентов с базой данных программы. Директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян высказал мнение, что для того, чтобы научить студента самостоятельно мыслить и анализировать события, необходимо изменить саму структуру обучения, сократив количество лекций и увеличив число индивидуальных занятий.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что у студента есть право учиться плохо, но при этом у вуза есть право его отчислить. Хотя, в отличие от Европы, выпускник вуза в России получает диплом государственного образца, это означает, что «у студента есть встречное обязательство: учиться».

Минобрнауки России в 2007 году подготовило прогноз потребности экономики в квалифицированных кадрах с различным уровнем профессионального образования на период до 2015 года, опираясь на отраслевые и региональные программы развития. Согласно представленного прогноза, к 2015 году количество выпускников высших учебных заведений превысит потребности экономики на 364 тысячи 750 человек. В то же время дефицит специалистов с начальным профессиональным образованием составит 312 тысяч 640 человек.

В настоящее время уже наблюдается избыточность подготовки специалистов с высшим образованием, и она будет сохраняться по группам специальностей «Гуманитарные науки», «Экономика и управление». Избыточность подготовки специалистов с высшим образованием в 2015 году в 1,6 раза будет происходить за счет именно этих групп специальностей.

Недостаток специалистов с высшим образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по специальностям «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

В то же время, потребность в специалистах со средним профессиональным образованием будет высокой практически по всем специальностям, опять же за исключением специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо острым будет дефицит кадров со средним профессиональным образованием по специальностям «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Так что абитуриенты, выбравшие в этом году специальности юриспруденция, экономика и менеджмент, после окончания учебы могут остаться без работы.

Автор: www.nkj.ru


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее