№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Скажи мне, какой у тебя рост, и я скажу, какой у вас ВВП

Историки предложили оценивать, как менялось благосостояние населения на протяжении веков по антропометрическим показателям.

Специалисты Института истории РАН (Санкт-Петербург) обобщили результаты отечественных и зарубежных исследований роста человека в различные эпохи и в разных странах в связи с благосостоянием общества, и пришли к выводу, что средний рост человека в том или ином сообществе отражает его благополучие.

По данным профессора Бориса Миронова, ведущего научного сотрудника Института истории РАН, средний рост португальцев – 172 см, что на 4-6 см меньше, чем у современных российских новобранцев, хотя современные молодые португальцы на 9 см выше, чем были их ровесники в 1900 г. По мнению профессора, причина в том, что еще в 1989 г. ВВП на душу населения в Португалии был в 2.1 раза ниже, чем в СССР, и только вследствие спада производства в России и экономического подъема Португалии 1990-х гг. последняя обогнала Россию.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Борис Миронов также приводит факт, что средний рост мужчин и женщин в западноевропейских странах превосходит рост жителей стран Центральной и Восточной Европы, благодаря более высокому уровню экономического развития.

Последние 150 лет рост европейцев увеличивался быстрее, чем белых американцев, и сегодня большинство стран с протестантским населением обогнали по росту США, хотя в 19 веке белые американцы в среднем были самыми высокими людьми в мире. Сегодня самые высокие европейцы – голландцы, шведы и норвежцы, а также датчане, британцы и немцы на 5-6 см выше американцев (183-184 см против 178 см), хотя, как и прежде, ВВП на душу населения в США выше. Как пишет Борис Миронов, ссылаясь на мнение профессора Мюнхенского университета, антропометриста Джона Комлоса (John Komlos), этот парадокс объясняется просто: в Европейском Союзе меньшее социальное неравенство, совершеннее система социального обеспечения, бóльшая социальная безопасность, лучшая экология, меньшие трудовые нагрузки, продолжительнее отдых и качественнее питание, чем в США.

Однако профессор Миронов подчеркивает, что на индивидуальном уровне качество жизни – не главный фактор финального роста. Антропометрические показатели индивидуума, включая длину тела, примерно на 80-85% определяются генетикой и на 15-20% –факторами среды обитания. Факторы среды становятся доминирующими на социальном уровне, когда оцениваются различия в среднем финальном росте между большими группами людей одинаковой этнической принадлежности, но отличающимися уровнем жизни, поскольку генофонд больших социальных групп и популяций – практически постоянный фактор. Вариация между финальным ростом однояйцовых близнецов, обусловленная наследственностью, составляет 1.6 см, вариация в росте между братьями, обусловленная средой и наследственностью – 16 см, а вариация в росте между людьми, не являющимися родственниками, обусловлена только средой и составляет 25 см.

Условия жизни влияют на длину тела опосредствовано – через правильную диету, медицину, долгое обучение, уменьшение физической нагрузки, хорошие жилищные условия.

Благосостояние общества связано с биостатусом: соотношением между потреблением энергии и ее затратами. Простое поддержание основных метаболических процессов в организме человека требует 1 ккал на кг веса, умственная работа 1.7 ккал, умеренная физическая работа – 2.1 ккал, тяжелая – 3.0 ккал. Характер работы диктует и потребность в определенном составе пищи – интенсивная физическая работа требует больше жиров, а умственная работа – белков. Вследствие этого при одинаковых размерах тела и равноценном потреблении статус питания чиновника будет выше, чем плотника, говорит Борис Миронов.

В слаборазвитых странах, где поддержание биостатуса поглощает бóльшую долю доходов населения (например, в Индии – более 70%), связь между благосостоянием и биостатусом теснее. Напротив, в развитых странах, где на поддержание биостатуса уходит меньшая доля доходов населения, связь слабее.

Борис Миронов сообщает, что историческая антропометрия родилась в 1969 году, когда известный французский историк Э. Ле Руа Ладюри (Emmanuel Le Roy Ladurie) опубликовал работу, в которой показал, что в ХIХ в. рост французских новобранцев и благосостояние населения изменялись согласованно.

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее