Заблаговременный удар по Апофису

Учёные посчитали, как и когда следует проводить коррекцию орбиты астероида Апофис, чтобы не допустить его столкновения с Землей.

Астероид Апофис, диаметр которого около 270 м, считается наиболее вероятным кандидатом на столкновение с Землей, которое, как считают астрономы, может произойти в 2036 году. Энергию такого столкновения учёные оценивают в 1000 мегатонн тринитротолуола (1000 Мт TNT). Очевидно, что столь мощный удар может привести к гибели всего живого на Земле.

Астрономические наблюдения указывают на то, что будет несколько сближений Апофиса с Землей– в 2013, 2021 2029 и, наконец, 2036 годах. Причем при сближении в 2029 году он пролетит на расстоянии всего в 40 тыс. км от центра Земли. Рассчитанная номинальная траектория астероида такова, что он не должен столкнуться с Землей в 2036 году. Однако, как показали исследования учёных института прикладной математики им. М.В. Келдыша и НПО им. С.А. Лавочкина, существуют траектории астероида из близкой окрестности его номинальной орбиты, при которых столкновения с Землей возможны.

Ранее ошибки определения траектории астероида, сравнимые с диаметром Земли, считались вполне допустимыми. Теперь же, когда обнаружен реально опасный объект, точность прогноза, как считают учёные, должна повыситься в сотни тысяч раз, и максимально допустимая ошибка определения координат астероида должна быть порядка километра, а срок прогнозирования – не менее 10-20 лет. Лишь в этом случае можно разработать эффективные меры по предотвращению гибельного столкновения.

Авторы исследования рассмотрели разные варианты коррекции орбиты Апофиса, включая термоядерный удар, ударно-кинетическое и слабое гравитационное воздействие. Их расчеты показали, что коррекцию орбиты следует проводить до сближения Апофиса с Землей в 2029 году – это позволит существенно уменьшить на нее расходы, поскольку в этом случае потребуется значительно меньший импульс скорости коррекции.

Исследования показали, что при заблаговременной организации экспедиции, для отклонения Апофиса от Земли в 2036 году может быть использовано гравитационное воздействие с помощью специального космического аппарата. Исследователи отмечают, что успешная коррекция возможна при наличии надежных знаний физических свойств и орбиты астероида и предлагают для этого использовать сближение Апофиса с Землей в 2013 и 2021 году. То есть разработать международную программу наземных измерений в эти периоды и послать к астероиду специальный космический корабль с радиоаппаратурой для уточнения его траектории и физических характеристик.