Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа

7000 лет назад Кавказ был частью мировой цивилизации.

Новые исследования отдела бронзового века Института археологии РАН показали, что уже в V тыс. до н.э. Кавказ входил в зону влияния древнейших восточных цивилизаций.

Этот вывод учёные сделали благодаря применению новых методов исследования уже ранее известных находок в сопоставлении с недавними археологическими находками на Кавказе. Исследователи проанализировали драгоценные камни, встречающиеся в памятниках, и установили, откуда эти камни появились на Кавказе. О чём речь?

В Кабардино-Балкарии при строительстве новых домов был обнаружен курган, который был исследован археологами. Курган оказался интересен тем, что среди погребального инвентаря были лазуритовые бусы цилиндрической формы. Отверстия в бусах были украшены золотой фольгой. Известно достаточно много находок лазуритовых бус на Кавказе, однако интересно то, что на Кавказе лазурит не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Ученые решили выяснить, откуда он происходит. Каково же было их удивление, когда анализ состава лазурита из кургана в Кабардино-Балкарии указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот удивительный факт стал еще одним подтверждением связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тыс. до н.э.). Отметим, что IV - начало III тыс. до н.э. – это период существования Майкопско-новосвободненской общности. Майкопская культура считается одной из первых и самых ярких культур Кавказа. Открытие этой культуры связано с исследованием в 1897 г. Н.И. Веселовским большого кургана в г. Майкопе. Найденные в этом кургане вещи пополнили золотую кладовую Эрмитажа, а сам памятник вошел в сокровищницу мировой цивилизации.

Интересны находки археологов, которые относятся и к более раннему времени. Например, Нальчикский могильник, относящийся к хвалынско-среднестоговской общности, существовавшей в эпоху энеолита. Этот могильник первой половины V тыс. до н.э. являет собой памятник производящего хозяйства, какие встречаются на Северном Кавказе.

Во второй половине V тыс. до н.э. появляется культура с накольчато-жемчужной керамикой. Это интереснейшая и мало исследованная культура эпохи энеолита. Одним из самых известных памятников этой культуры считается поселение Ясеновая поляна в Адыгее. На поселении археологи обнаружили керамику с сюжетными композициями. Одной из самых удивительных находок считается костяная пектораль (нагрудное украшение). Здесь же была найдена антропоморфная пластика из глины, что свидетельствует о существовании у носителей этой культуры зачатков религии. В Унакозовской пещере в Адыгее были встречены два любопытных погребения 45-44 вв. до н.э. с костяными браслетами. Их исследование показало, что для этой культуры было характерно захоронение людей на территории поселения. А символами духовной власти в этот период, возможно, были каменные скипетры с изображениями фантастических животных.

Новые исследований археологов в очередной раз показали, как мы еще далеки от понимания жизни людей 7-5 тыс. лет назад.

Автор: Ольга Брилева