Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
Генерирующие мощности энергосистемы России изношены на 50%, а электрические сети – на 68%. Поэтому руководству страны стоит уделить повышенное внимание освоению возобновляемых источников энергии.
Такое заявление сделал эксперт комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Владимир Бабкин на VI Международной конференции «Возобновляемая и малая энергетика-2009». По данным В.Бабкина, в СССР ежегодно вводились в эксплуатацию электростанции совокупной мощностью 6-8 гигаватт. В России демократической эпохи этот показатель за 18 лет составил всего 2 гигаватта. Причем львиную долю электроэнергии, как и раньше, мы производим за счет традиционных источников энергии – нефти и газа. Согласно прогнозам, доля возобновляемой электроэнергии (ВИЭ) в России к 2015 году составит всего 2,5-3% сообщил эксперт Госдумы.
Павел Безруких, заместитель директор Института энергетической стратегии сказал, что мировой экономический кризис является препятствием на пути развития ВИЭ. Вместе с тем, руководители многих стран, в числе которых США, Франция, Германия, одним из путей выхода из кризиса называют использование возобновляемых источников энергии (наряду с нанотехнологиями).
По сообщению П. Безруких, Международное энергетическое агентство прогнозируют увеличение доли возобновляемых источников энергии от 9 до 19% в общем объеме мирового производства электроэнергии к 2050 году. А Европейским Союзом запланировано повысить долю ВИЭ в производстве тепловой и электрической энергии до 20% к 2020 году. Уже сегодня на долю ветровой энергии в Дании приходится свыше 21%, в Испании – 11%, в Германии и Португалии – по 7%. Что касается политики России в сфере развития возобновляемых источников энергии, то, по словам П.Безруких, она еще полностью не сформирована.
Тем не менее, во Всероссийском научно-исследовательском институте электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ) разработаны кремниевые солнечные элементы третьего поколения с КПД 20%, что, по словам директора института Дмитрия Стребкова, превосходит КПД выпускаемых сейчас отечественных и зарубежных аналогов, составляющих 14-16%.
Всего, по данным директора ВИЭСХ, в России и за рубежом выпуск солнечных элементов в 2008 году составил 7,9 гигаватт, то есть на 85% больше, чем в 2007 году. Таким образом, объем производства солнечных элементов приблизился к выпуску ветровых энергоустановок (8,5 гигаватт в 2008 году). В среднем же за последние 5 лет объем производства «ветряков» увеличивался на 10-20% в год, а солнечных элементов – на 50% ежегодно.
Представитель Кольского научного центра (КНЦ) РАН Валерий Минин рассказал, что в последние годы специалисты центра изучали возможность использования возобновляемых источников энергии в Мурманской области. Результаты проведенных работ показали, что наилучшие перспективы здесь у ветровой энергетики. Среднегодовая скорость ветра в прибрежных районах достигает 7 м/с – особенно сильные ветра здесь дуют в зимнее время года.
Учёные КНЦ РАН определили, что наиболее эффективна ветровая энергетика будет для электро- и теплоснабжения автономных потребителей (совместная работа ветроустановок с котельными). Для Мурманской области перспективны и крупные ветропарки, которые могли бы функционировать в составе Кольской энергосистемы. Кроме того, поскольку в ближайшие годы ожидается поступление природного газа со Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, и будет построен завод по сжижению газа, возможно использование ветровой энергии для переработки природного газа.
КНЦ РАН разработал программу развития возобновляемых источников энергии в области на предстоящие 6 лет. Первый раздел программы предусматривает строительство на территории региона трёх ветропарков. Один из них, мощностью 200 мегаватт, будет возведен вдоль дороги Мурманск-Туманный-Териберка; другой, мощностью 100 мегаватт, построят вблизи поселка Линахамари; третий ¬ 5 мегаватт, - в городе Островной на северо-востоке Кольского полуострова. Второй раздел включает сооружение двух ветроустановок мощностью 200 киловатт каждая для энергоснабжения децентрализованных потребителей – сел на берегу Белого моря. Третий подразумевает строительство ветропарка мощностью 80 мегаватт для теплоснабжения города Кандалакша и ветроэнергетической установки мощностью 200 киловатт для отопления Ботанического сада КНЦ РАН, который находится в гористой местности в 5 км от города Кировска. (Это самый северный ботанический сад в России и один из трёх ботанических садов мира, расположенных за Полярным кругом). Четвертый раздел программы посвящен использованию энергии малых рек и предусматривает возведение малой ГЭС мощностью 500 киловатт для энергоснабжения села Краснощелье.
Межотраслевое научно-техническое объединение «МНТО ИНСЭТ» также проводит исследования в сфере использования энергии небольших рек. По словам его генерального директора Якова Бляшко, в последние 8-10 лет объединение обследовало реки с целью определения мест возможного строительства малых ГЭС в семи российских республиках: Тыве, Алтае, Бурятии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карелии и Коми. Выявленные запасы малой гидроэнергетики в этих субъектах РФ равны 430 мегаваттам. В республике Алтай планируется построить 35 малых ГЭС с суммарной установленной мощностью 104,7 мегаватт. Себестоимость электроэнергии составит 0,16-0,7 рубля за кВт*ч, а срок окупаемости – от 2 до 13 лет.
В мае «МНТО ИНСЭТ» сдала в эксплуатацию Токмовскую малую ГЭС в Мордовии. Она построена на ирригационной плотине, которая в течение паводкового периода собирала воду и пускала ее на орошение. После этого все затворы плотины открывались, и в течение 10 месяцев речная вода не приносила никакой практической пользы. Специалисты объединения перекрыли один из затворов плотины и на его месте установили 2 гидроагрегата, вырабатывающих 260-270 киловатт электроэнергии.
По мнению Я. Бляшко, одно из основных преимуществ малых ГЭС состоит в том, что в отличие от солнечной и ветровой энергетики они фактически не зависят от погодных условий. Малые ГЭС экономичны, экологически безопасны (позволяют сохранить природный ландшафт и окружающую среду не только на этапе эксплуатации, но и в процессе строительства), просты в эксплуатации и могут быть с успехом использованы в районах, где гидроэнергетический потенциал крупных рек практически исчерпан.