№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Научная станция "Северный полюс-36" завершает свой дрейф

Российская научная станция "Северный полюс-36" (СП-36) "завершает годовой дрейф в высоких широтах Арктики. Восемнадцать полярников в середине августа будут сняты с ледовой платформы ледоколом, зимовочный лагерь свернут и погрузят на судно.

Об этом «Науке и жизни» сообщил руководитель высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов из Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета. Он сообщил, что СП-36 в настоящее время обогнула географическую точку Северного полюса с канадской стороны.

Соколов рассказал, что на СП-36 развернут лагерь – это системы жизнеобеспечения, жилые и лабораторные комплексы, системы связи и энергообеспечения, склады ГСМ и продуктов питания, имеются также три трактора и четыре снегохода.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Представитель ААНИИ отметил, что технология организации работ дрейфующих станций "Северный полюс" – уникальное российское "ноу-хау".

Исследования, проводимые на СП-36, развивают цикл работ, направленных на изучение и освоение высокоширотной Арктики, в особенности в связи с происходящими климатическими изменениями. Их цель – отслеживание экологического состояния Арктического бассейна, мониторинг системы «атмосфера-ледяной покров-океан»: изучается весь комплекс метеорологических, ледовых, гидрофизических, геохимических, биологических и других параметров этой системы. По результатам таких исследований и мониторинга природной среды совершенствуют прогноз погоды, развивают новые модели климата Арктики.

"Северный полюс-36" – пятая российская дрейфующая станция с момента возобновления проекта в Арктике. Она приняла старт 7 сентября 2008 года. Организация и высадка СП производилась ААНИИ с помощью ледокола "Академик Федоров", выполнявшего комплексную программу исследований высокоширотной Арктики по программе Международного полярного года (МПГ 2007/2008). Общий дрейф составил около 2,5 тыс. км.

Представитель ААНИИ напомнил, что первая советская дрейфующая станция "Северный полюс" была открыта в мае 1937 года и завершила работу в феврале 1938-го. Экипаж состоял из четырех человек во главе с Иваном Папаниным. В экипаже первой СП, которая позднее была названа "Северный полюс-1", находился также Евгений Федоров, известный полярник, будущий академик, в честь которого назван флагман полярного флота "Академик Федоров. Станция "Северный полюс-2" была открыта в 1950-м. Ее начальником был Михаил Сомов, в честь которого, в свою очередь, был назван другой флагман российского полярного флота электроход "Михаил Сомов". Далее станции организовывались ежегодно. Рекордсменом по продолжительности работы стала "Северный полюс-22". Она дрейфовала около девяти лет и закончила работу в 1982 году. Последняя станция советского периода – СП-31, завершила работу в 1991 году, затем настал самый длительный перерыв – 12 лет. Следующая отечественная дрейфующая станция СП-32 была организована только в 2003 году.

Новая, 37-я станция "Северный полюс" будет высажена на льдину в Восточной Арктике, в акватории севернее острова Врангеля в середине осени 2009 года.

Автор: Николай Крупеник


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее